Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Работа по развитию речи учащихся на материале пословица и поговорок на уроках русского языка в начальной школе

Педагогика и воспитание » Развитие речи младших школьников на основе пословиц и поговорок » Работа по развитию речи учащихся на материале пословица и поговорок на уроках русского языка в начальной школе

Страница 3

«За . дело берись смело».

3. Приемы работы при изучении лексического материала.

Найдите антонимы в пословицах.

«Мир строит, а война разрушает»;

«Ласточка день начинает, а соловей - кончает».

4. Приемы работы с пословицами и поговорками при организации работы по развитию речи учащихся:

Составление рассказа по пословице.

а)- Прочитай пословицу. Когда так говорят?

«Ученье и труд вместе живут»,

- Рассмотрите рисунок. Что видите?

- Мальчик по книге учится строить скворечник.

- Составить два - три предложения к рисунку по этой пословице.

б) - Прочитай пословицы:

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»;

«Теплое слово и в мороз согреет»,

- Составь рассказ, заголовком которого будет одна из этих пословиц.

Таким образом, в учебном комплекте Рамзаевой Т.Г. работа с пословицами и поговорками ведется при изучении различных тем, при этом выясняется смысл пословиц и поговорок, подбираются синонимичные пословицы и поговорки, что способствует развитию речи учащихся.

Проанализировав методический аппарат учебников по русскому языку авторов Бунеева

Р.Н., Бунеевой Е.В., мы выявили следующие приемы работы с пословицами и поговорками:

1. Приемы работы при изучении раздела «Орфография»:

а) - Подчеркни орфограммы,

б) - Вставь пропущенные буквы, объясни их написание, подбери проверочные слова.

«Друг познается в беде»;

«Терпенье и труд все перетрут»,

2. Приемы при изучении грамматических тем.

а) «Дело мастера боится».

- Слова каких частей речи использованы в данной пословице?

б) - Раскрой скобки:

«Пар костей .» (не) имей

«Кашу маслом .» (не) ломит

« . сто рублей, а имей сто друзей» (не) испортишь

- Объясни значение пословиц.

3. При изучении темы «Предложение».

- Прочитай. Выпиши только предложения. Какие правила предложения ты знаешь?

Летний день год кормит. Дело мастера боится. Играть работа трудный дружный. У лентяя Егорки всегда отговорки,

4. Приемы работы по развитию речи учащихся:

а) Сочинение текста по пословице,

- Как понимаете пословицу «Книжное слово в жемчугах ходит»?

- какие слова в тексте являются ключиками к пониманию смысла пословицы?

- Напишите сочинение по этой пословице.

б) Восстановление пословиц.

- О каком свойстве слов и букв русского языка напомнили поговорки А. Шибаева? Восстанови смысл:

Сашу маслом не испортишь;

Первый клин всегда комом;

Ус хорошо, а два лучше.

Таким образом, видим, что в комплекте по русскому языку Бунеевых Р.Н. и Е.В. пословицы и поговорки используются при изучении грамматического, орфографического, синтаксического характера. Преимуществом в изучении пословиц и поговорок по этим учебникам являются задания, связанные с пословицами и поговорками, направленными на осознание их жанровых особенностей, развитие речи учащихся.

Анализ методического аппарата учебников «Слово» (автор Желтовская Л.Я.) позволил выделить следующие приемы работы с пословицами и поговорками:

1. При изучении фонетического материала:

- Запиши. Подчеркните буквы, с помощью которых обозначаются мягкие звуки. Поставь знаки ударения. Проверь безударные гласные, ставя под ними точки,

«При солнышке тепло, при матери добро»;

«Птица рада весне, а младенец - матери».

2. Упражнения, связанные с грамматическим материалом, аналогичны предлагаемым в комплекте Рамзаевой Т.Г.

3. Упражнения, способствующие осознанию жанровых особенностей пословиц и поговорок и развития речи учащихся на основе пословиц и поговорок.

а) Соотнесение пословицы и текста.

- Вы слышали много пословиц о слове:

«Слово пуще стрелы разит»;

«Слово дано человеку, животному - немота»;

«Больше дела, меньше слов»

- Какая из пословиц больше подходит к смыслу к ситуации:

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Основы теории физического воспитания
Уже в XVI-XVII вв. в разработке теоретических концепций обучения Я.А.Коменским утверждается идея единства образования ума, души и тела. Разработкой научных основ физического воспитания активно занимались И.М. Сеченов (1829-1905), П.Ф. Лесгафт (1837-1909) и др. В разработке педагогических инноваций ...

Духовное и нравственное воспитание человека
Специфическая особенность спорта - обязательность соревнований прямо и наиболее значительно влияет на - духовно, нравственное формирование личности. Как известно, в любом виде спорта соревнования проводятся по жестоким правилам. Действующий регламент обусловливает не только сам ход соревновательной ...

Кружок вязания как средство формирования познавательных интересов школьников
Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и способы ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru