Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
«За . дело берись смело».
3. Приемы работы при изучении лексического материала.
Найдите антонимы в пословицах.
«Мир строит, а война разрушает»;
«Ласточка день начинает, а соловей - кончает».
4. Приемы работы с пословицами и поговорками при организации работы по развитию речи учащихся:
Составление рассказа по пословице.
а)- Прочитай пословицу. Когда так говорят?
«Ученье и труд вместе живут»,
- Рассмотрите рисунок. Что видите?
- Мальчик по книге учится строить скворечник.
- Составить два - три предложения к рисунку по этой пословице.
б) - Прочитай пословицы:
«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»;
«Теплое слово и в мороз согреет»,
- Составь рассказ, заголовком которого будет одна из этих пословиц.
Таким образом, в учебном комплекте Рамзаевой Т.Г. работа с пословицами и поговорками ведется при изучении различных тем, при этом выясняется смысл пословиц и поговорок, подбираются синонимичные пословицы и поговорки, что способствует развитию речи учащихся.
Проанализировав методический аппарат учебников по русскому языку авторов Бунеева
Р.Н., Бунеевой Е.В., мы выявили следующие приемы работы с пословицами и поговорками:
1. Приемы работы при изучении раздела «Орфография»:
а) - Подчеркни орфограммы,
б) - Вставь пропущенные буквы, объясни их написание, подбери проверочные слова.
«Друг познается в беде»;
«Терпенье и труд все перетрут»,
2. Приемы при изучении грамматических тем.
а) «Дело мастера боится».
- Слова каких частей речи использованы в данной пословице?
б) - Раскрой скобки:
«Пар костей .» (не) имей
«Кашу маслом .» (не) ломит
« . сто рублей, а имей сто друзей» (не) испортишь
- Объясни значение пословиц.
3. При изучении темы «Предложение».
- Прочитай. Выпиши только предложения. Какие правила предложения ты знаешь?
Летний день год кормит. Дело мастера боится. Играть работа трудный дружный. У лентяя Егорки всегда отговорки,
4. Приемы работы по развитию речи учащихся:
а) Сочинение текста по пословице,
- Как понимаете пословицу «Книжное слово в жемчугах ходит»?
- какие слова в тексте являются ключиками к пониманию смысла пословицы?
- Напишите сочинение по этой пословице.
б) Восстановление пословиц.
- О каком свойстве слов и букв русского языка напомнили поговорки А. Шибаева? Восстанови смысл:
Сашу маслом не испортишь;
Первый клин всегда комом;
Ус хорошо, а два лучше.
Таким образом, видим, что в комплекте по русскому языку Бунеевых Р.Н. и Е.В. пословицы и поговорки используются при изучении грамматического, орфографического, синтаксического характера. Преимуществом в изучении пословиц и поговорок по этим учебникам являются задания, связанные с пословицами и поговорками, направленными на осознание их жанровых особенностей, развитие речи учащихся.
Анализ методического аппарата учебников «Слово» (автор Желтовская Л.Я.) позволил выделить следующие приемы работы с пословицами и поговорками:
1. При изучении фонетического материала:
- Запиши. Подчеркните буквы, с помощью которых обозначаются мягкие звуки. Поставь знаки ударения. Проверь безударные гласные, ставя под ними точки,
«При солнышке тепло, при матери добро»;
«Птица рада весне, а младенец - матери».
2. Упражнения, связанные с грамматическим материалом, аналогичны предлагаемым в комплекте Рамзаевой Т.Г.
3. Упражнения, способствующие осознанию жанровых особенностей пословиц и поговорок и развития речи учащихся на основе пословиц и поговорок.
а) Соотнесение пословицы и текста.
- Вы слышали много пословиц о слове:
«Слово пуще стрелы разит»;
«Слово дано человеку, животному - немота»;
«Больше дела, меньше слов»
- Какая из пословиц больше подходит к смыслу к ситуации:
Это интересно:
Диагностика познавательной активности учащихся
Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей. К первым из них можно отнести обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной работы учащихся по овладению им. Овладен ...
Динамика уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста
После проведенного формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента. Цель контрольного этапа эксперимента: выявить динамику в нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Для контрольного эксперимента мы использо ...
Изучение сформированности базовых качеств личности детей старшего
дошкольного возраста с нарушением слуха и нормально слышащих
На первом этапе для определения сформированности базовых качеств личностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и без нарушения, мы опросили детей 3-х подготовительных групп. (возраст детей на момент исследования составлял 7–8 лет) в количестве 15 человек и детей с сохранным слухо ...