Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Работа по развитию речи учащихся на материале пословица и поговорок на уроках русского языка в начальной школе

Педагогика и воспитание » Развитие речи младших школьников на основе пословиц и поговорок » Работа по развитию речи учащихся на материале пословица и поговорок на уроках русского языка в начальной школе

Страница 3

«За . дело берись смело».

3. Приемы работы при изучении лексического материала.

Найдите антонимы в пословицах.

«Мир строит, а война разрушает»;

«Ласточка день начинает, а соловей - кончает».

4. Приемы работы с пословицами и поговорками при организации работы по развитию речи учащихся:

Составление рассказа по пословице.

а)- Прочитай пословицу. Когда так говорят?

«Ученье и труд вместе живут»,

- Рассмотрите рисунок. Что видите?

- Мальчик по книге учится строить скворечник.

- Составить два - три предложения к рисунку по этой пословице.

б) - Прочитай пословицы:

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»;

«Теплое слово и в мороз согреет»,

- Составь рассказ, заголовком которого будет одна из этих пословиц.

Таким образом, в учебном комплекте Рамзаевой Т.Г. работа с пословицами и поговорками ведется при изучении различных тем, при этом выясняется смысл пословиц и поговорок, подбираются синонимичные пословицы и поговорки, что способствует развитию речи учащихся.

Проанализировав методический аппарат учебников по русскому языку авторов Бунеева

Р.Н., Бунеевой Е.В., мы выявили следующие приемы работы с пословицами и поговорками:

1. Приемы работы при изучении раздела «Орфография»:

а) - Подчеркни орфограммы,

б) - Вставь пропущенные буквы, объясни их написание, подбери проверочные слова.

«Друг познается в беде»;

«Терпенье и труд все перетрут»,

2. Приемы при изучении грамматических тем.

а) «Дело мастера боится».

- Слова каких частей речи использованы в данной пословице?

б) - Раскрой скобки:

«Пар костей .» (не) имей

«Кашу маслом .» (не) ломит

« . сто рублей, а имей сто друзей» (не) испортишь

- Объясни значение пословиц.

3. При изучении темы «Предложение».

- Прочитай. Выпиши только предложения. Какие правила предложения ты знаешь?

Летний день год кормит. Дело мастера боится. Играть работа трудный дружный. У лентяя Егорки всегда отговорки,

4. Приемы работы по развитию речи учащихся:

а) Сочинение текста по пословице,

- Как понимаете пословицу «Книжное слово в жемчугах ходит»?

- какие слова в тексте являются ключиками к пониманию смысла пословицы?

- Напишите сочинение по этой пословице.

б) Восстановление пословиц.

- О каком свойстве слов и букв русского языка напомнили поговорки А. Шибаева? Восстанови смысл:

Сашу маслом не испортишь;

Первый клин всегда комом;

Ус хорошо, а два лучше.

Таким образом, видим, что в комплекте по русскому языку Бунеевых Р.Н. и Е.В. пословицы и поговорки используются при изучении грамматического, орфографического, синтаксического характера. Преимуществом в изучении пословиц и поговорок по этим учебникам являются задания, связанные с пословицами и поговорками, направленными на осознание их жанровых особенностей, развитие речи учащихся.

Анализ методического аппарата учебников «Слово» (автор Желтовская Л.Я.) позволил выделить следующие приемы работы с пословицами и поговорками:

1. При изучении фонетического материала:

- Запиши. Подчеркните буквы, с помощью которых обозначаются мягкие звуки. Поставь знаки ударения. Проверь безударные гласные, ставя под ними точки,

«При солнышке тепло, при матери добро»;

«Птица рада весне, а младенец - матери».

2. Упражнения, связанные с грамматическим материалом, аналогичны предлагаемым в комплекте Рамзаевой Т.Г.

3. Упражнения, способствующие осознанию жанровых особенностей пословиц и поговорок и развития речи учащихся на основе пословиц и поговорок.

а) Соотнесение пословицы и текста.

- Вы слышали много пословиц о слове:

«Слово пуще стрелы разит»;

«Слово дано человеку, животному - немота»;

«Больше дела, меньше слов»

- Какая из пословиц больше подходит к смыслу к ситуации:

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Формы сотрудничества учителей и родителей в процессе обучения младших школьников
«По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителю минимум педагогических знаний». Именно для этой цели В. А. Сухомлинским была организована родительская школа, куда родители записывались за два года до пост ...

Педагогические особенности развития театрально-игровых умений в ДОУ
Проблему кризиса культуры можно решить только на пути достижения гармонии, уникальности и целостности личности. Вот почему сегодня все культуры исследуются на основе общего принципа культуросообразности, а педагогика становится метапедагогикой – теорией, создающей устойчивые культуросообразные норм ...

Особенности развития творческих способностей на уроке технологии
Анализ программы технология Современная школа представляет собой сложный развивающийся механизм. В связи с подписанием Болонской декларации России предстоит решить ряд важных задач, которые потребуют значительных изменений и модернизации российского образования. Модернизация образования затрагивает ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru