Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

О значении развития умственной активности у дошкольников

Педагогика и воспитание » Дидактическая игра как средство умственной активности » О значении развития умственной активности у дошкольников

Страница 1

Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственной активности, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Ребенок умственно развивается тогда, когда ему предоставляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить. Многие педагоги предлагают учитывать при обучении собственную активность ребёнка. В частности, Л.И.Божович подчёркивает, что "полноценное формирование человеческой личности решающим образом зависит от того, какие именно потребности приобретут форму самодвижения .".

Данного мнения придерживается и Л.С.Выготский. Обучение, по Л.С. Выготскому, – это источник развития ребенка. Под влиянием обучения происходит перестройка всех его психических функций. В этой связи он относил начало обучения к более раннему возрасту. Л.С. Выготский сформулировал фундаментальную идею, указав, что обучение "забегает вперед развития", опережает и ведет его. В этом отношении обучение, взятое в самом широком смысле этого слова, всегда остается ведущим: осуществляется ли развитие человека (дошкольника, школьника, взрослого) в игре, учебе или труде. О значимости активности ребёнка для развития говорили также В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.

В работах М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, А.М.Матюшкина, В.С.Юркевич умственная активность постоянно связывается с деятельностью, а в структуре деятельности – прежде всего с таким ее звеном, как потребность. По мнению Д.Б.Богоявленской, И.А.Петуховой, умственная активность определяется как "потребность в умственной деятельности".

В исследованиях Н.С.Лейтеса представлена более широкая формулировка, указывающая на то, что умственная активность во многом выражает природно обусловленную потребность в умственных усилиях: "…не только возрастающий уровень умственного развития, но и сами внутренние предпосылки этого развития на разных возрастных этапах могут иметь отношение к становлению и росту способностей". При этом речь идет прежде всего о широкой любознательности, какими бы психологическими средствами она не реализовывалась: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными.

Взаимосвязь активности с потребностями деятельности обуславливает их неразрывную связь с эмоциональными переживаниями. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.С.Юркевич и др. подчеркивается мысль о том, что активность рождается из состояния, имеющего насыщенный эмоциональный тон.

В исследованиях А.М.Матюшкина раскрывается позиция, позволяющая понять, что умственная активность не подчиняется строгим законам тренировки. Ее основу составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов умственной активности со стороны другого человека (воспитателя, родителя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов умственной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. По определению, А.А. Леонтьева, речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств яз ...

Использование компьютерных программ на уроках русского языка и литературы в школе
Компьютер проник во все сферы человеческой деятельности, в том числе в школьную жизнь. Но вместе с тем у учителей возникло множество вопросов. Как с помощью компьютера представить на уроке материалы? Может ли учитель сам с помощью компьютера создавать дидактический материал, если накоплено много те ...

Сорбонна - самый старый и знаменитый университет Франции
История Сорбонны начинается с 1215 года, когда церковные коллежи, находившиеся на левом берегу Сены недалеко от Собора Парижской Богоматери, были объединены под общим названием Парижского университета. Примерно 40 лет спустя по инициативе духовника короля Людовика IX Робера де Сорбона при университ ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru