Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Развитие речи младших школьников на основе пословиц и поговорок

Педагогика и воспитание » Развитие речи младших школьников на основе пословиц и поговорок

Развитие речи младшего школьника как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием представляет собой способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать умение общаться – необходимо каждому.

Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский, В.Я. Стоюнин, А.Д. Алферов, В.П. Шереметевский, Л.И. Поливанов, В.И. Чернышев, К.Б. Бархин, М.А. Рыбникова и др.). И в настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, О.В.Сосновской, В.И. Капинос, Н.А. Пленкина, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, Е.В. Архиповой.

Пословицы и поговорки живут в народной речи многие века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Возникли они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.

Некоторые пословицы и поговорки дошли до нас в произведениях древней русской литературы XI—XII вв.: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет». Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII—XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Лишь со второй половины XVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься. В настоящее время известны имена таких составителей, как И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие, но самым известным среди них, труд которого считается непревзойденным, является В. И. Даль (1801—1872). Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. В.И. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В этих слоях, по его мнению, рождаются самые глубокомысленные народные изречения. Больше тридцати лет он всюду по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал фундаментальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863—1866), где привел множество пословиц и поговорок. В.И. Даль говорил: «…Примеры взяты из обихода, из простой русской речи, и туда же вошли десятка три тысяч пословиц, поговорок и разных народных речений».

Пословицы и поговорки являются правдивым отражением жизни народа, они глубоки и многогранны, как сама жизнь. Как справедливо заметил М. Шолохов, в пословицах и поговорках из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

Цель курсовой работы – выделить приемы развития речи учащихся младших классов на основе пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и русского языка.

Объект исследования – организация работы по развитию речи учащихся на материале пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и русского языка.

Предмет исследования – приемы работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка.

Гипотеза исследования – выделить приемы развития речи учащихся младших классов на основе пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и русского языка возможно при соблюдении следующих условий:

- выделить жанровую специфику пословиц и поговорок;

- выделить методы, направления, условия развития речи учащихся начальных классов;

- определить возможности учебных пособий в развитии речи учащихся на основе пословиц и поговорок.

Задачи:

- выделить жанровую специфику пословиц и поговорок;

- выделить методы, направления, условия развития речи учащихся начальных классов на уроках литературного чтения и русского языка;

- проанализировать направленность учебных пособий по литературному чтению и русскому языку на развитие речи учащихся на материале пословиц и поговорок;

- выделить приемы развития речи учащихся на основе пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и русского языка

Методы реализации:

Изучение и анализ научной и методической литературы

Изучение опыта работы учителей начальных классов с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения

Анализ программ

Это интересно:

Дидактические карточки по теме: Вещества. Простые и сложные вещества. Физические свойства веществ
Часть А 1. Запишите определения. Химия – …………………………………………………………… . Вещество – ………………………………………………………… Химический элемент – ………………………………………… Свойства веществ – ………………………………………… 2. Заполните схему (схема 1). схема 1 Часть Б 3. Заполните таблицу (табл. 1). Таблица 1 Физические свойства веществ Вещество ...

Характеристика и основные критерии межнациональных отношений
Анализ мирового опыта межкультурного образования позволяет выделить специфическую ценность его реализации именно в детском возрасте, обусловленную высокой сензитивностью детства к формированию позитивных установок в межкультурном общении и развитию межкультурной компетентности. Дети повсюду «наталк ...

Автоматизированный контроль знаний по методике уточняющих вопросов
Концепция базируется на автоматизации методики уточняющих вопросов, широко используемой в педагогической практике для выявления глубины знаний обучаемого. Относительная важность задаваемых вопросов определяется их весовыми коэффициентами, учитываемыми при подведении результатов тестирования. При по ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru