Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Философско-антропологические основания «проектов» воспитательной работы

Педагогика и воспитание » Пилотное исследование системы воспитательной работы в школах Красноярска » Философско-антропологические основания «проектов» воспитательной работы

Страница 2

В индустриальном или раннем постиндустриальном состоянии общества, его интегрированность и стабильность обеспечивается принятием достаточно стабильной и однородной системы ценностей. Новые условия информационного общества – поток научно-технических инноваций, неопределенность будущего и связанная с ней рисковая динамика, обнаруживающаяся несостоятельность социальных институтов и практик, сложившихся в индустриальную эпоху, – приводят к дестабилизации и дезинтеграции общественной жизни. Причем одной из предпосылок таких разрушительных тенденций, оказывается неосознаваемое следование императивам прежде принятых ценностных систем. Достижение состояния интегрированности и стабильности в радикально новых условиях информационного общества требует столь же радикальных ценностных изменений.

В новых социальных и культурных условиях человек начинает утрачивать свои собственные витальные и смысложизненные корни, которые раньше основывались на стабильности жизненного уклада, однородной системе ценностей, ясности социальной перспективы человека. В новых условиях, для ориентации в поликультурном мире, несущим в себе различные идеалы, образы и стили жизни, для основания своего собственного жизненного мира современному человеку необходимо «вырастить» новый «психический орган» как особую конструкцию образа себя и своей деятельности для соотнесения с окружающей действительностью и определения своей принадлежности к той или иной субкультуре.

Таким новым элементом психической реальности, задающей единство внутреннего мира человека, О.И. Генисаретский считает ценностной самообраз человека, фиксируя три его основные особенности:

во-первых, с его помощью выражаются основные качества выполняемой человеком деятельности и качества проживаемой им жизни (такие, например, как самоценность, подлинность, привлекательность, посильность и т.д.). Причем они выражаются целостно, в непосредственности и непрерывности переживания, как его основная ценностная интонация.

во-вторых, в отношении к текущей жизни и деятельности человека именно его самообраз обладает функцией инициировать спонтанную поисковую активность (в любых социокультурных контекстах). Эта активность непроизвольна, естественна и самоценна. Если самообраз человека достаточно выражен в его сознании, он инициирует поисковую активность, переживаемую как самоцель, доставляющую удовлетворение независимо от ее полезности; и напротив, отказ от поисковой активности, в том числе и по причине невыраженности самообраза, формирует опыт беспомощности и безынициативности.

в-третьих, каждый самообраз человека – это одна из его личностных идентификаций. В самообразах символизируются собственно личностные качества бытия и деятельности.

Вместе с тем каждый самообраз есть образ человека в его личностной целостности. Такова природа личностной идентичности, сохраняющей эту целостность в любых средах, где она укореняет человека, в любых процессах изменения, протекающих в них. И напротив, обладание в достаточной мере личностно выраженным самообразом в какой-то данной среде есть условие сохранения человеком его личностной идентичности с ней. Причем самообразы, кодируют индивидуальную практику личностного роста, а на коллективном уровне, в свою очередь, они кодируются личностными образцами, явно выраженными в публичной культуре или снимаемых с поведения людей.

В социальной психологии и социологии для личностных образцов считаются значимыми следующие их характеристики:

реальное или вымышленное лицо, которое побуждает или должно побуждать к подражанию;

образ человека, который фактически служит или должен служить для данного индивида или группы объектом притязаний;

образ человека, выражающий стиль жизни и деятельности какой-то социальной группы, общую ценностную направленность, аксиоматику какой-то культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Способы выявления уровня литературного развития школьников
Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней 4 части: В части 1 выявляется круг чтения ребенка и его потребность в чтении: любимые книги и авторы (нужно обратить внимание, указывает ли ребенок автора книги), предпочтения (стихи ...

Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания
Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка – его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал ещё П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития че ...

Разработка наглядного пособия
В качестве наглядного пособия мы будем использовать технологические карты, составленные по рецептам кулинарных изделий, представленных на большом плакате в виде таблиц. Блины скороспелые Наименование продукта Количество продуктов Последовательность приготовления Посуда и инвентарь Яйца 2—Зшт. Яйца, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru