Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Философско-антропологические основания «проектов» воспитательной работы

Педагогика и воспитание » Пилотное исследование системы воспитательной работы в школах Красноярска » Философско-антропологические основания «проектов» воспитательной работы

Страница 2

В индустриальном или раннем постиндустриальном состоянии общества, его интегрированность и стабильность обеспечивается принятием достаточно стабильной и однородной системы ценностей. Новые условия информационного общества – поток научно-технических инноваций, неопределенность будущего и связанная с ней рисковая динамика, обнаруживающаяся несостоятельность социальных институтов и практик, сложившихся в индустриальную эпоху, – приводят к дестабилизации и дезинтеграции общественной жизни. Причем одной из предпосылок таких разрушительных тенденций, оказывается неосознаваемое следование императивам прежде принятых ценностных систем. Достижение состояния интегрированности и стабильности в радикально новых условиях информационного общества требует столь же радикальных ценностных изменений.

В новых социальных и культурных условиях человек начинает утрачивать свои собственные витальные и смысложизненные корни, которые раньше основывались на стабильности жизненного уклада, однородной системе ценностей, ясности социальной перспективы человека. В новых условиях, для ориентации в поликультурном мире, несущим в себе различные идеалы, образы и стили жизни, для основания своего собственного жизненного мира современному человеку необходимо «вырастить» новый «психический орган» как особую конструкцию образа себя и своей деятельности для соотнесения с окружающей действительностью и определения своей принадлежности к той или иной субкультуре.

Таким новым элементом психической реальности, задающей единство внутреннего мира человека, О.И. Генисаретский считает ценностной самообраз человека, фиксируя три его основные особенности:

во-первых, с его помощью выражаются основные качества выполняемой человеком деятельности и качества проживаемой им жизни (такие, например, как самоценность, подлинность, привлекательность, посильность и т.д.). Причем они выражаются целостно, в непосредственности и непрерывности переживания, как его основная ценностная интонация.

во-вторых, в отношении к текущей жизни и деятельности человека именно его самообраз обладает функцией инициировать спонтанную поисковую активность (в любых социокультурных контекстах). Эта активность непроизвольна, естественна и самоценна. Если самообраз человека достаточно выражен в его сознании, он инициирует поисковую активность, переживаемую как самоцель, доставляющую удовлетворение независимо от ее полезности; и напротив, отказ от поисковой активности, в том числе и по причине невыраженности самообраза, формирует опыт беспомощности и безынициативности.

в-третьих, каждый самообраз человека – это одна из его личностных идентификаций. В самообразах символизируются собственно личностные качества бытия и деятельности.

Вместе с тем каждый самообраз есть образ человека в его личностной целостности. Такова природа личностной идентичности, сохраняющей эту целостность в любых средах, где она укореняет человека, в любых процессах изменения, протекающих в них. И напротив, обладание в достаточной мере личностно выраженным самообразом в какой-то данной среде есть условие сохранения человеком его личностной идентичности с ней. Причем самообразы, кодируют индивидуальную практику личностного роста, а на коллективном уровне, в свою очередь, они кодируются личностными образцами, явно выраженными в публичной культуре или снимаемых с поведения людей.

В социальной психологии и социологии для личностных образцов считаются значимыми следующие их характеристики:

реальное или вымышленное лицо, которое побуждает или должно побуждать к подражанию;

образ человека, который фактически служит или должен служить для данного индивида или группы объектом притязаний;

образ человека, выражающий стиль жизни и деятельности какой-то социальной группы, общую ценностную направленность, аксиоматику какой-то культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Функции воспитателя детского сада
Воспитатель дошкольных учреждений учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе, готовит ребенка к поступлению в школу (т. е. учит их читать и считать). Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. ...

Окислительные свойства гидросульфита натрия
Опыт 6. Окисление сульфата железа(П) гидросульфитом натрия Реактивы и оборудование: раствор гидросульфита натрия, 10%-ный раствор сульфата железа, раствор гексацианоферрата(И) калия; пробирки. Выполнение опыта. В пробирку с 3 мл раствора гидросульфита натрия постепенно добавляют бесцветный раствор ...

Практические аспекты применения зарубежной системы дистанционного обучения blackboard в российском образовательном пространстве
Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы в Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru