Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Философско-антропологические основания «проектов» воспитательной работы

Педагогика и воспитание » Пилотное исследование системы воспитательной работы в школах Красноярска » Философско-антропологические основания «проектов» воспитательной работы

Страница 4

Культурно-антропологические ценностные ориентиры

Для содержательного наполнения теоретического конструкта «ценностной самообраз» человека необходимо конкретизировать: что значит наполненность жизненных миров, в которых происходит поиск личностных смыслов, а затем и укоренение человека.

О.И. Генисаретский выделяет следующие горизонты человеческого существования, задающие определенные ценностные ориентиры: экотехнический, профессиональный, институциональный (социальный) и инкультуративный.

Экотехнический горизонт деятельности включает в себя всевозможные технические системы, машины, объекты и технологические сети (по переработке вещества, энергии и информации), помещенные в средовые, пространственно-временные условия, определяющие как функционирование технических систем и технологических сетей, так и поведение людей.

В экотехническом горизонте психическая реальность деятельности описывается в терминах функциональных состояний человека-работника, а сам он сводится к роли оператора как одного из функциональных элементов экотехнических сред и систем. Важно, что все феномены деятельности, описываемые функционально, до тех пор, пока они не осмыслены с точки зрения самообраза, относятся исключительно к роли оператора, а не к человеку, исполняющему эту роль.

Ценностные ориентиры в данном горизонте выглядят как формирование установки на здоровый образ жизни и деятельности, поддержание благоприятного соотношения работоспособности и общей жизнедеятельности, умение преодолевать ситуации телесного и психоэмоционального утомления, ведущие к сужению сознания, снижению уровня самоидентичности и самоотдачи. С мировоззренческой точки зрения это означает культивирование самообраза человека как существа, находящегося в постоянной и осознаваемой связи со своим природным окружением.

Ценностное качество «здоровья», как образа жизни, образа мыслей и деятельности связывается с принятием таких духовных ценностей, как цельность, естественность, органичность человеческого существования в окружающем мире. Оно выражается в положительной жизнеприемлющей интонации всех ценностных чувствах-ощущениях, переживаемых человеком как радость жизни, и опирается на этику благодарственного, благоговейного отношения к целому окружающей жизни, к духовному наследию своего народа и человечества. Свое ценностное завершение оно получает в признании жизненного значения нравственной чистоты, правдолюбия, справедливости и других гуманистических ценностей, защищать и утверждать которые всегда было свойственно здоровому сознанию.

Профессиональный горизонт деятельности связан с формированием инфраструктуры рабочих мест, реализацией какой-то политики занятости (привлечение, сохранение и развитие кадров), образованием в ней профессиональных сообществ и коммуникацией специалистов-профессионалов. Реальности экотехнического уровня при этом учитываются с точки зрения уменьшения «риска деятельности», обеспечения ее экологически приемлемых условий и социальной защиты членов профессиональных корпораций, а также защиты их специфических профессиональных интересов.

Находясь на рабочем месте, человек не только работает, но и сознает, что работает. У него есть определенное отношение к выполняемой работе, на формировании которого сказываются:

профессиональная подготовка, взятая и со стороны квалификации работника, и со стороны освоенности ценностного содержания профессии;

ближайшее социальное окружение, прежде всего сообщество коллег, бытующая в нем эмоциональная атмосфера работы;

трудовая этика, общекультурные нормы отношения к труду, принятые в данном обществе и задающие общую для всех точку отсчета в осознании ценности труда как такового и личной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Модель идеального воспитательно-образовательного учреждения К.Н. Вентцеля и опыт ее практической реализации
Практическому воплощению идей свободного воспитания в жизнь призваны содействовать воспитательно-образовательные учреждения нового типа, - "Дома Свободного Ребенка". Цель создания такого учреждения, - "прогрессирующее освобождение ребенка от внешнего и внутреннего гнета, предоставлен ...

Предложения и рекомендации по совершенствованию управления
Мы предлагаем обратиться в Правительство России с тем, чтобы новый конкурс среди вузов проходил по квотам, выделенным федеральным округам, так как есть опасность, что вновь 80% вузов-победителей будут московскими. Ректорам вузов необходимо также пересмотреть свою работу, так как критериями оценки в ...

Аграмматическая дислексия
Обусловлена, недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Наблюдаются изменение падежных окончаний и числа существительных ("из-под листьях", "у товарищах", "кошка" - "кошки"). Неправильное согласование в роде, числе и ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru