Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Философско-антропологические основания «проектов» воспитательной работы

Педагогика и воспитание » Пилотное исследование системы воспитательной работы в школах Красноярска » Философско-антропологические основания «проектов» воспитательной работы

Страница 3

Перечисленные характеристики означают, что в социальной психологии и социологии личностные образцы наделяются функцией социально-культурной детерминации жизнедеятельности людей, данной группы или общества.

Под личностными образцами здесь понимаются элементы психологической культуры группы, этноса, общества, которыми кодируются внутренние состояния, соотносимые с ценностями культуры и входящие в ядро самообраза. Это означает, что пространство культуры включает в себя набор личностных образцов, что задает человеку возможность свободного их выбора.

Вводя понятие «личностного образца» О.И. Генисаретский определяет взаимосвязь и взаимообусловленность самообраза и личностных образцов как взаимосвязь и взаимообусловленность человека и культуры. При этом он отмечает, что «для практики личностного роста существенно соподчинение самообразов, личностных образцов и схем практического опыта».

При этом аналитическую схему «вынуждающий порядок – ценностные изменения» не следует понимать как прямую детерминацию ценностей социальными процессами или структурными условиями. Поскольку ценности являются культурно-психологическими основаниями актов человеческого самоопределения (целе- и смыслополагания), утверждение о детерминирующем влиянии социальных обстоятельств на изменение в ценностных системах не только исключало бы свободу самоопределения, но лишало бы человека достоинства свободного существа.

Для содержательного понимания связи между внешней культурной обусловленностью ценностных ориентаций человека и личностной свободой О.И. Генисаретский использует теоретическую конструкцию «поиск – выбор – устроение – обитание», описывающей последовательность фаз ценностного самоопределения и укоренения в различных жизненных мирах.

Под поиском в данном случае понимается поисковая активность, предшествующая ценностному (а в пределе – экзистенциальному) выбору. Хотя поиск и задан предварительно ценностными ориентациями человека, он не всегда сопровождается рефлексивными актами целе- и смыслополагания, осознанием заданной предметности. Поисковая активность, как правило, непроизвольна, спонтанна и бессознательна, она переживается как самоцель, независимая от своей утилитарной полезности.

Выбор – наиболее очевидная ценностная функция. Выбирают из найденного, замеченного ранее, среди возможностей поступить так или иначе. Это уже акт самоопределения, в ходе которого проясняются цели и смыслы действий, производные от ценностей, участвовавших в выборе.

Следующая фаза реализации ценностного самоопределения – устроение. В выборе ранее уже наметились те ситуации целе- и смысло-достижения, которые должны быть приведены к виду, соответствующему этим ориентирам. Многообразие возможных ситуаций при этом устраивается, упорядочивается для осуществления намеченной выбором деятельности, на них наводится порядок, инициируемый этой деятельностью. Если она непрерывна и достигает своих целей, она устанавливает заданный ценностный смысл, и тогда обустроенный ею порядок будет устойчивым. Но на этом процесс осуществляемого самоопределения не заканчивается. Устанавливаемый деятельностью порядок должен быть еще обжит и принят человеком как свой, естественный и свободный, удовлетворяющий исходным ценностным предпосылкам. Тогда только он становится средой обитания… и плацдармом для новой поисковой активности.

Замыкание фаз обитания и поиска в полной цепи говорит о том, что обитание также является энергетической реальностью, причем значительная часть этой энергетики как раз уходит на постоянную поисковую активность.

Фазовая модель самопределения и обустройства человека, позволяет понять содержание несвободы и свободы человека. Структурные порядки социальной среды отрабатываются в этом сквозном, самозамкнутом процессе таким образом, что человек вовсе не принуждается принимать ценностные изменения как бы со стороны; напротив, он сам их сознает и замечает, принимая в свое самосознание. Готовность к принятию ценностных изменений первоначально формируется опытом участия в спонтанном поиске ситуаций жизни, проб действия, отвечающих наличным ценностным ориентациям. Лишь активная вовлеченность в следующий за поиском опыт достижения ценностно удовлетворительных состояний обитания дает ориентиры и мотивационную энергию к новому поиску, а значит, дает возможность ощутить состоявшиеся ценностные сдвиги и осознать их.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Развитие образной речи на основе произведений
В старшей группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительно услож­няются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства ...

Орфографическая зоркость как орфографическое умение, ее сущность
Орфографическая зоркость - это способность обнаруживать орфограммы, то есть умение ставить орфографические задачи. По мнению Львова М.Р., способность обнаруживать орфограммы является важнейшим орфографическим умением. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орф ...

Инновационные образовательные технологии в образовательных учреждениях РК
Примерами инновационных образовательных технологий в образовательных учреждениях РК может служит гимназия № 226 им. Б.К. Мергенбаева, Кент Айтеке Би, Казалинский р-н, Кызылординская обл. и Первый Темиртауский Классический Лицей, г. Темиртау. Гимназия № 226 им. Б. К. Мергенбаева – многопрофильное ср ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru