Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Философско-антропологические основания «проектов» воспитательной работы

Педагогика и воспитание » Пилотное исследование системы воспитательной работы в школах Красноярска » Философско-антропологические основания «проектов» воспитательной работы

Страница 3

Перечисленные характеристики означают, что в социальной психологии и социологии личностные образцы наделяются функцией социально-культурной детерминации жизнедеятельности людей, данной группы или общества.

Под личностными образцами здесь понимаются элементы психологической культуры группы, этноса, общества, которыми кодируются внутренние состояния, соотносимые с ценностями культуры и входящие в ядро самообраза. Это означает, что пространство культуры включает в себя набор личностных образцов, что задает человеку возможность свободного их выбора.

Вводя понятие «личностного образца» О.И. Генисаретский определяет взаимосвязь и взаимообусловленность самообраза и личностных образцов как взаимосвязь и взаимообусловленность человека и культуры. При этом он отмечает, что «для практики личностного роста существенно соподчинение самообразов, личностных образцов и схем практического опыта».

При этом аналитическую схему «вынуждающий порядок – ценностные изменения» не следует понимать как прямую детерминацию ценностей социальными процессами или структурными условиями. Поскольку ценности являются культурно-психологическими основаниями актов человеческого самоопределения (целе- и смыслополагания), утверждение о детерминирующем влиянии социальных обстоятельств на изменение в ценностных системах не только исключало бы свободу самоопределения, но лишало бы человека достоинства свободного существа.

Для содержательного понимания связи между внешней культурной обусловленностью ценностных ориентаций человека и личностной свободой О.И. Генисаретский использует теоретическую конструкцию «поиск – выбор – устроение – обитание», описывающей последовательность фаз ценностного самоопределения и укоренения в различных жизненных мирах.

Под поиском в данном случае понимается поисковая активность, предшествующая ценностному (а в пределе – экзистенциальному) выбору. Хотя поиск и задан предварительно ценностными ориентациями человека, он не всегда сопровождается рефлексивными актами целе- и смыслополагания, осознанием заданной предметности. Поисковая активность, как правило, непроизвольна, спонтанна и бессознательна, она переживается как самоцель, независимая от своей утилитарной полезности.

Выбор – наиболее очевидная ценностная функция. Выбирают из найденного, замеченного ранее, среди возможностей поступить так или иначе. Это уже акт самоопределения, в ходе которого проясняются цели и смыслы действий, производные от ценностей, участвовавших в выборе.

Следующая фаза реализации ценностного самоопределения – устроение. В выборе ранее уже наметились те ситуации целе- и смысло-достижения, которые должны быть приведены к виду, соответствующему этим ориентирам. Многообразие возможных ситуаций при этом устраивается, упорядочивается для осуществления намеченной выбором деятельности, на них наводится порядок, инициируемый этой деятельностью. Если она непрерывна и достигает своих целей, она устанавливает заданный ценностный смысл, и тогда обустроенный ею порядок будет устойчивым. Но на этом процесс осуществляемого самоопределения не заканчивается. Устанавливаемый деятельностью порядок должен быть еще обжит и принят человеком как свой, естественный и свободный, удовлетворяющий исходным ценностным предпосылкам. Тогда только он становится средой обитания… и плацдармом для новой поисковой активности.

Замыкание фаз обитания и поиска в полной цепи говорит о том, что обитание также является энергетической реальностью, причем значительная часть этой энергетики как раз уходит на постоянную поисковую активность.

Фазовая модель самопределения и обустройства человека, позволяет понять содержание несвободы и свободы человека. Структурные порядки социальной среды отрабатываются в этом сквозном, самозамкнутом процессе таким образом, что человек вовсе не принуждается принимать ценностные изменения как бы со стороны; напротив, он сам их сознает и замечает, принимая в свое самосознание. Готовность к принятию ценностных изменений первоначально формируется опытом участия в спонтанном поиске ситуаций жизни, проб действия, отвечающих наличным ценностным ориентациям. Лишь активная вовлеченность в следующий за поиском опыт достижения ценностно удовлетворительных состояний обитания дает ориентиры и мотивационную энергию к новому поиску, а значит, дает возможность ощутить состоявшиеся ценностные сдвиги и осознать их.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Важность проблемы исследования детей с задержкой психического развития определяется ее теоретическим и практическим значением. Изучение детей с ЗПР подчиняется общим законам научного анализа структуры личности, но не исключает специфического подхода в рассмотрении особенностей формирования и развит ...

Участие в научных симпозиумах
Участие в научных симпозиумах должно стать для пишущего диссертацию важнейшей частью, во-первых, научного роста, во-вторых, апробации нарабатываемого для диссертации исследовательского материала. Конечно, не следует «гоняться» за каждой конференцией, но чем в большем количестве научных симпозиумов ...

Нарушение голоса
Под голосом понимается совокупность любых звуков, исходящих из гортани человека, начиная от крика, стона, кашля, громкого зевка и кончая хорошо поставленным голосом профессионального оратора или певца. Голос является важным компонентом речеобразования, поскольку он обеспечивает, во-первых, слышимос ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru