Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Философско-антропологическое понятие ценностного самообраза
Педагогическая деятельность осуществляется в рамках определенных представлений и ее возможных результатах и эффектах. При этом сам «продукт» педагогической деятельности может осознаваться с различной степенью оформленности и детализации. Представления о том, каким должен быть воспитанный человек, могут быть взяты из культурных образцов прошлого, а могут быть представлены как определенная перспектива человека.
Для современной культурно-исторической ситуации характерен высокий уровень социальной и культурной динамики, когда за время жизни одного поколения происходят значительные изменения в ценностных ориентациях и социальном устройстве общества. Именно поэтому для современной педагогики становиться важным ориентация на вырабатываемые в философской антропологии представления о перспективе человека.
В дипломной работе мы опираемся на оценку культурно-антропологических перспектив личности характерных для современного общества сделанную О.И. Генисаретским в своей работе «Культурно-антропологическая перспектива». Основной целью автора было вычленение особого культурно-антропологического измерения процесса социальных изменений, протекающих – в разных исторических фазах и культурных контекстах в нашей стране. При этом О.И. Генисаретский отмечает, что «процессы ценностных изменений в структурах образа жизни и культуры, а также о том, как эти изменения выражаются в психологической культуре личности или различных социальных групп и осваиваются в практиках личностного роста, самоактуализации и самореализации человека». Сформулированное О.И. Генисаретским понятие практики личностного роста, в которых реализуется становление человека, происходит его самоактуализация и самореализация, является значимой для всей современной педагогики. Данной понятие задает новую единицу рассмотрения, в которой акцент делается на собственную личностную активность человека, на его способность ориентироваться в существующих культурных мирах, и сознательной выбирать и осваивать мир своего обитания.
Необходимость такого выбора связана с тем, что в большинстве своем перестали существовать стабильные, сравнительно замкнутые социально-культурные миры, которые служили естественной культурной средой обитания человека. Общественная жизнь становиться ареной борьбы различных идеалов и образов жизни, что требует обязательного включение человека в один из существующих культурных контекстов. Это определяется в первую очередь изменением границ информационного пространства, экспансии в Россию других образов жизни, систем ценностей и принадлежит самой социальной практике. О.И. Генисаретский отмечает, что особенностью современной социальной и культурной ситуации является:
публичное признания реальности духовной жизни как таковой, ценности свободного духовного самоопределения и самореализации личности;
появление большого числа новых субъектов культурно-ценностной деятельности (ассоциаций, независимых учреждений, каналов массовой информации, клубных структур и т.д.);
появление на публичной арене и признанием авторитета ранее вычеркнутых из истории или вновь зарождающихся институтов и традиций, культивирующих те или иные духовные практики;
борьба различных культурно-ценностных элит за духовное лидерство в обществе, за публичное принятие предлагаемых ими культурных проектов, стилей духовно-творческой и практической деятельности.
Признаками выше названных процессов можно считать появление на публичной российской арене различных сообществ, каналов информации, культурологических, антропологических, религиозно-мистических, оккультных и прочих концепций и программ, ставящих перед собой вполне конкретные духовно-практические цели и свидетельствующих об актуальности поисков обществом различных вариантов «перспективы» человека и определение актуального наполнения его «жизненного мира».
Это интересно:
Игры для развития гибкости
Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц, сухожилий и связок. Гибкость проявляется при выполнении всех технических приемов. Поэтому высокая эластичность мышц, сухожилий и связок способствует хорошему ведению игры. Основными средствами ...
Понятие «качество образования»
Качество образования — это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество про ...
Индивидуальная система обучения
Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики. Их возникновение связывают с древним миром. Так, в Древней Греции, в Афинах, дети учились у граммати ...