Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
2. Основные методы педагогического воздействия
1.Единство педагогических требований.
Единые требования к учащимся должны быть тщательно продуманы, детализированы, должны охватывать все стороны жизни и деятельности учащихся в гимназии. Для учащихся эти требования сформулированы в «Правилах для учащихся».
2. Мотивация учащихся на самовоспитание.
Самоутверждение для человека составляет одну из жизненно важных необходимых потребностей. Поэтому организация воспитательной работы должна быть нацелена на то, чтобы пробудить и вызвать потребность у учащегося изменить себя.
Это достигается:
Через помощь ребенку в рациональном и эмоциональном самоосознании;
Через пробуждение у ребенка неудовлетворенности собой, но без утраты уверенности в себе (с помощью педагогических требований, требований гимназической среды, организацию духа состязательности, соревновательности);
Через образцы самовоспитания, саморазвития;
Через освоение ребенком методов самовоспитания (в т.ч. с помощью специальной литературы).
3. Педагогическая индивидуальная поддержка.
Педагогическая поддержка – это деятельность педагога по оказанию плановой и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самопределением.
Педагогическая поддержка = проблема + защита + самостоятельность.
Педагогическая поддержка включает:
помощь учащимся в обретении уверенности в собственных силах;
подкрепление положительных качеств ребенка;
удержание от того, что мешает развитию ребенка;
поддержка стремления к самостоятельности, к самодвижению;
помощь учащимся в преодолении препятствий, трудностей.
Успешность педагогической поддержки возможна:
- при согласии ребенка на помощь и поддержку;
если приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребенку;
при сотрудничестве, взаимодействии;
при соблюдении принципа конфиденциальности;
при доброжелательности и отсутствии назидательности;
при защите прав и интересов ребенка.
3. Гимназическая социально-формирующая воспитывающая среда
Ядром гимназической воспитательной системы и главным ее субъектом является разновозрастный общегимназический коллектив, где первостепенное значение уделяется созданию гимназической общности, т.к. самыми естественными и действенными механизмами воспитания являются эффект заражения и эффект подражания.
Гимназическая социально-формирующая воспитывающая среда – это совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются всеми учащимися, такая среда воспитывает значительно эффективнее и результативнее, чем любые другие методы.
Характеристика гимназической среды (идеальный вариант)
Культурное пространство:
гимназия – храм знаний в сознании детей;
в гимназии царит культ книги;
ее отличает многообразие культурной жизни;
здоровье и спорт рассматриваются как важнейшие ценности;
общение отличает культура взаимоотношений;
царит интеллектуальный дух, интерес к высокой культуре;
сформированы традиции и ритуалы гимназии.
Материально-эстетическая среда:
эстетичность, современность;
уют, удобство, комфортабельность;
условия жизни соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности жизнедеятельности.
Социально-психологические отношения:
семейственность, простота отношений, искренность, доверительность, психологическая комфортность;
гуманность, уважение прав и достоинства всех членов гимназического коллектива;
защищенность;
мироощущение оптимизма, жизнерадостности, здоровой состязательности и конкурентности.
Гимназия как единый коллектив:
хорошо организованный, самоуправляющийся через деятельность демократичных органов самоуправления;
каждый учащийся живет интересами гимназии, болеет и переживает за ее дела, успехи и неудачи;
все имеют возможность участвовать в управлении гимназией и защищать ее честь;
обязательность общегимназических мероприятий для всех учащихся и всего трудового коллектива.
Взаимоотношения гимназического и классного коллективов
Наличие в гимназии воспитательной системы создает особую ситуацию развития каждого класса. Класс является компонентом воспитательной системы гимназии. Это значит, что цели, задачи, реализуемые в классе, его деятельность, характер отношений, требования к классной среде должны гармонично сочетаться с педагогическими характеристиками всей гимназической системы. Общие цели гимназии конкретизируются в целях класса. Система выстраивается таким образом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общегимназического коллектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности, содержание и формы которых выбираются классным коллективом.
Это интересно:
Функции ВУЗа как
социально ответственного института
Высшее учебное заведение представляет собой юридическое лицо, реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования, и традиционно является объектом изучения разных наук: экономических, юридических, социологических, педагогических и других. В совреме ...
Особенности развития речи детей раннего возраста
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и позна ...
Диагностика развития двигательной моторики детей средствами танца
При оценки физиологического воздействия занятий танцами на организм детей необходимо учитывать степень зрелости центрального аппарата регуляции двигательных функций, особенности возрастного развития физиологических систем организма. Диагностика развития двигательной моторики детей 6-7 лет средствам ...