Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Развитие творческих способностей на уроках информатики

Педагогика и воспитание » Формирование творческих способностей учащихся » Развитие творческих способностей на уроках информатики

Страница 1

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, заключается лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают " .комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов". Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как "…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое". На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

соответствие условия выбранным методам творчества;

возможность разных способов решения;

учет актуального уровня развития;

учет возрастных особенностей учащихся.

Определить показатели развития творческих способностей:

владение большим объемом информации;

самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;

установление причинно-следственных связей;

обнаружение скрытых зависимостей и связей;

умение делать выводы;

интегрировать и синтезировать информацию;

по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи.

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. К сожалению, по различным – как объективным, так и субъективным – причинам в настоящее время в нашем учебном заведении нет возможности применить существующие учебно-методические комплексы, в связи с чем мною составлена рабочая программа. Рабочая программа разрабатывается таким образом, что в каждом классе учащийся должен выполнить проект (программа-приложение, мультимедийная презентация, графическая работа и т. д) и представить его. Чем чаще метод проектного обучения применяется учителем на уроке, тем активнее развиваются воображение ученика, творческое мышление, внимательность, наблюдательность, критичность, потребность к самовыражению и самореализации. Сначала оценивается каждый проект на уроке, затем устраиваются просмотры, выставки, конкурсы во внеурочное время. Учащиеся всех возрастов с интересом смотрят работы других и учатся оценивать их. В ходе таких просмотров у участников происходит рефлексия относительно своего проекта и определяются претенденты на участие в подобных конкурсах городского уровня. Среди таковых ежегодно проводятся конкурсы: "Лучший компьютерный художник", "Фотодизайн", "Конкурс презентаций", "Конкурс веб-сайтов", в которых учащиеся становятся призерами и их работы отмечают в разных номинациях.

Творческое развитие личности ярко проявляется в процессе обучения на элективном курсе "Компьютерная графика". После изучения каждого раздела учащиеся создают работу на определенную тему, в конце курса разрабатывают и представляют проект, в котором используют все изученные возможности и инструменты графической программы. По завершении курса мы оформляем выставку работ и устраиваем просмотр.

Одним из способов творческой активности учащихся являются задания, которые требуют выполнения исследовательской работы. Для организации самостоятельной исследовательской работы учащихся эффективно использовать лабораторные работы, в ходе которых возможно оказывать индивидуальную помощь, разъяснять принципиальные моменты. Преимущества такой формы работы заключаются и в том, что учащиеся самостоятельно работают на компьютере, выполняя определенные задания. Учащиеся учатся выявлять главное и конспектировать необходимые сведения, что и помогает заложить фундамент дальнейшей самостоятельной деятельности.

Важно при выполнении творческих заданий такое качество личности, как самоорганизация. В старших классах по темам "Количество информации", "Алгоритмизация и программирование" задаю домашнее задание в виде массива задач. Стимулирую желание решить как можно больше задач контрольной работой, в которую включаю задачи из объявленного массива. При изучении основных алгоритмических конструкций предлагаю учащимся список задач, которые разбиты на три группы по сложности. Определяется количество задач для решения и количество баллов на определенную отметку. Каждая правильно решенная задача оценивается 3, 4, 5 баллами соответственно уровню. Оценку выставляю по сумме баллов, которая предполагает, что на отметку "5" должны быть решены задачи из второго и третьего блока, на отметку "3" достаточно решенных задач из первого и одной задачи из второго блока. При таком подходе происходит самосогласование ребенка по отношению к уровню задач. Выбирая, учащийся читает все задания, расширяет кругозор и учится оценивать сложность предложенной работы. При таком подходе легко отследить, кто из учащихся не обладает приемами самоорганизации. Этим учащимся целесообразнее давать задания с элементами творчества.

Страницы: 1 2

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru