Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Контент-анализ влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника

Педагогика и воспитание » Влияние СМИ на социальное развитие младшего школьника » Контент-анализ влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника

Страница 2

Во-вторых, ключевым моментом в возрастном изменении структуры информационного поля является резкое возрастание значимости СМИ и параллельное падение значимости для учащихся учебника и общения с учителями. По своему рейтингу они занимают последние места. С одной стороны, подобное падение значимости учебника и референтности учителя свидетельствует об изменении места самой учебной деятельности в данный возрастной период и о том, что она перестает играть ведущую роль. С другой, - повышение статуса СМИ можно рассматривать как отражение общевозрастной психологической закономерности: "расширение социальной среды" в подростковом возрасте.

В-третьих, низкий статус учебников связан с особенностями общекультурной ситуации: низкой социальной оценкой статуса школьного образования в обществе. Так, кросскультурное сопоставление материалов исследований, проведенных в Москве и Амстердаме, показывает принципиально разный статус в оценке значимости учебных курсов учащимися, родителями и учителями этих двух городов.

В-четвертых, материалы исследования позволяют выделить не только возрастные особенности изменения структуры информационного поля, но и отметить влияние таких факторов как пол, содержание самой информации и региональные особенности. Например, различные источники информации обладают разной референтностью для подростков относительно той или иной тематической области. Другим примером может служить разное влияние СМИ на формирование своей национальной идентичности у младших школьников в национальных республиках. В частности, исследование, проведенное в республике Тува, показывает, что среди русских школьников с возрастом оценка значимости роли СМИ в формировании их национальной идентичности практически остается неизменной. В то время как среди тувинцев с возрастом все больше учащихся отмечает, что СМИ играют позитивную роль на формирование их представлений о своей национальной принадлежности.

В-пятых, материалы исследований показывают, что влияние СМИ существенно определяется социально-стратификационными факторами. В частности, роль телевидения в формировании политических ориентации оценивается принципиально иначе учащимися, чьи родители имеют среднее, высшее образование или ученую степень.

3. СМИ и структура досуга. В ходе нашего исследования мы так же попытались выяснить характер досуговой деятельности младших школьников. С этой целью мы опросили учащихся начальных классов школ г. Ставрополя (примерно 300 человек). Учащимся была предложена следующая ситуация: "Когда у меня появляется свободное время, я …". Определились следующие группы ответов.

Вид досуговой деятельности

% соотношение

Слушаю музыку

32%

Гуляю

26%

Играю

6%

Смотрю телевизор

11%

Играю в компьютерные игры

20%

Рисую

3%

Пою

2%

Средства массовой информации (в данном случае телевидение и магнитофон) имеют, в целом.43%. Ведущее место в досуге детей занимает прослушивание музыки. Но в последнее время через СМИ на юных слушателей обрушивается море музыкальной продукции. В основном, состоящей из произведений весьма сомнительных в художественном и нравственном отношении. Следствием этого является активное влияние звёзд современной эстрады на музыкальное предпочтение младших школьников.

По результатам нашего исследования около 60% учащихся начальной школы выбирали для себя приоритетным творчество современных эстрадных исполнителей. Среди наиболее популярных: "Земфира", "Корни", популярные "поп-звезды" проекта "Фабрика звезд" и т.п. Проанализировав песни этих групп, мы убедились, что они не только не приобщают к нормам, а наоборот, побуждают ребёнка игнорировать устои общества, пропагандируя "культ силы", агрессию, свободную любовь.

Как показало исследование, младших школьников привлекает, в основном, "внешняя" сторона песни: ритм, запоминающаяся мелодия. Дети совершенно не задумываются над смыслом песен, не умеют анализировать их текст.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Объем психологических знаний, необходимых для младшего школьного возраста
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся. Реформирование системы школьного образования в свете гуманистических тенденций должно начинаться с переосмыс ...

Специфика психологического сопровождения детей на этапе перехода из ДОУ в начальную школу
Специфика деятельности психолога заключается еще и в том, что возникает необходимость психолого-педагогического анализа реализации педагогическим коллективом школы программы непрерывного образования. Результаты анализа учебного процесса в школе дают возможность оценить состояние учебного процесса, ...

Способы оценки качества обучения иностранному языку
Традиционная система оценки качества обучения иностранному языку не удовлетворяет на современном этапе развития школы её потребностям, т. к. часто травмирует психику ребёнка и влияет на его индивидуальную траекторию образования и развития. Выход из данной ситуации видится в адаптации системы оценив ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru