Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Страница 1

Вопросы внимания затрагивали и глубоко изучали многие ученые и психологи как в нашей стране, так и за рубежом. Каждый стремился изучить и показать наиболее актуальную сторону и пути развития внимания. Так в работах Ф.М. Гоноболина рассматриваются методы и приемы воспитания внимания учащихся на уроках. П.Я. Гальперин обращался к вопросу о самоконтроле в воспитании внимания. В исследованиях Н.Ф. Добрынина и его сотрудников вопросы воспитания внимания обсуждаются в связи с принципом значимости. Точка зрения А.Р. Лурии и Л.С. Выготского направлена на организацию поведения личности. Точка зрения Петра Яковлевича Гальперина о внимании выражена в двух основных позициях:

Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс.

Внимание открывается как сторона или свойство любой деятельности.

Внимание не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Гальперин выделяет два основных свойства внимания, его изобретательность и положительное влияние на всякую деятельность. Ученый отмечает наличие произвольного внимания, которое имеет цель и усилия не всегда говорит о том, чего можно достигнуть, а только о том, чего мы хотим. Непроизвольное внимание тоже есть контроль, но контроль, идущий за тем, что в предмете "само бросается в глаза”.

В воспитании непроизвольного внимания не ставится специальной задачи контроля. Обучение происходит путем прослеживания отдельных звеньев деятельности, в сравнении и различении их, их связи и отношений. Таким образом, все акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

Л.С. Выготский и А.Р. Лурия видят историю внимания ребенка в истории развития организованности его поведения. Эта история начинается с самого момента рождения.

Произвольное внимание возникает, как показывает научное наблюдение и эксперимент, из того, что окружающие ребенка люди, начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием.

Н.Ф. Добрынин рассматривает внимание с оппозиции многозначности. По мнению Н.Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание.

Основной особенностью является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, - он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено.

Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

Среди теорий внимания широкую известность также приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма.

Кроме теории Т. Рибо существуют и другие не менее известные подходы к исследованию природы внимания. Например, Д.Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Структурные этапы ролевой игры
У исследователей нет единой точки зрения относительно способа проведения ролевой игры. Авторы выделяют от 3 до 8 структурных этапов, которые, можно рассматривать в качестве вариаций простого игрового единства, предложенного И. Вагнером. Оно включает в себя три этапа: 1) подготовительный этап, в рам ...

Особенности развития младших школьников и их возможности для формирования коллектива
Младший школьный возраст – это этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребёнка: формируется осознание своих общественных обязанностей, становятся разнообразными интересы, усиливается стремление к ...

Уровни выполнения родителями воспитательной функции
Изучение педагогического опыта позволило выявить недостатки педагогического руководства семейным воспитанием, основными из которых являются: - Недостаточное внимание со стороны администрации школ к вопро сам педагогического руководства; - Слабая теоретическая и практическая подготовленность некотор ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru