Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Другие зарубежные ученые, такие как В.В. Эббингауз, американский психолог Э.Б. Титченер работали над вниманьем и изучали его больше как биологический фактор.
Таким образом, обобщая знания рассмотренных ученых и обращаясь к трудам еще одного отечественного мастера психологии Гоноболику Ф.Н., мы попытаемся охарактеризовать особенности внимания учащихся начальных классов в массовой школе.
Эти особенности зависят от развития нервной системы. Смена процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий у младших школьников протекает сравнительно быстро. Этим объясняется, что дети очень чутки к внешним впечатлениям, легко обращают внимание на каждый раздражитель. Отсюда некоторая неустойчивость внимания.
Внимание каждого школьника вызывается, прежде всего, образным, наглядным учебным материалом, живостью и эмоциональностью изложения.
Одна из общих особенностей внимания младшего школьника - это способность легче сосредотачиваться на предметах внешнего мира, чем на собственных мыслях.
В первые месяцы обучения в школе ребенок одинаково внимателен к разным видам работы, так как его больше интересует не содержание учебного материала, а процесс учения.
На первых ступенях обучения ведущую роль занимает непроизвольное внимание, но постепенно, в процессе воспитания, общения детей со взрослыми, совместной с ними деятельности, внимание становится более сосредоточенным, начинает развиваться произвольное внимание.
Сосредоточенность, концентрация внимания ученика могут быть достаточно интенсивными, особенно при выполнении интересной работы.
В эти моменты он не будет замечать того, что делается вокруг. Однако устойчивость внимания недостаточно развита. Иногда незначительный факт вызывает у детей отвлечение внимания.
Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника его очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения несколько объектов. Узость внимания начинает быстро исчезать в школе, когда ориентировка расширяется.
Распределение внимания у младших школьников развито еще недостаточно. Если ученик находит ответ на вопрос задачи, то он уже не в состоянии следить за своим поведением, вскакивает с места, поднимает высоко руку, забывая, что этого не следует делать.
О переключении внимания с одного предмета на другой можно сказать то же самое. В начале года первоклассники после звонка на урок не сразу могут сосредоточиться на занятиях. Требуется время на смену занятий.
Для младшего школьника характерна рассеянность. Она связана с общей неустойчивостью внимания. Рассеянность может быть вызвана утомлением. Также рассеянностью может быть состояние, когда школьник как бы находится "в плену" у какой-то предвзятой мысли.
Нарушения внимания являются характерным признаком ЗПР. К недостаткам внимания детей с ЗПР относят его слабое развитие и неадекватность.
Особенно часто нарушения внимания отмечаются у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. З. Тржесоглава выделяет следующие особенности внимания этих детей:
нарушения концентрации внимания как следствие утомления ЦНС;
неадекватные колебания внимания, что является отражением незрелости нервной системы;
чрезвычайно ограниченный объем внимания. В каждый данный момент дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим, осуществление деятельности замедляется;
"генерализованное и неселективное" внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках. Ребенок не может этого сделать из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности, у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий;
"прилипание" (персеверация) внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Описанные нарушения внимания у детей с ЗПР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.
Внимание младших школьников с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
Это интересно:
Формирование гармонично и всесторонне развитой личности как идеальная цель
воспитания
Определение целей и задач воспитания, под которым понимается целенаправленный организованный процесс создания условий и стимулирования развития; личности , имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. во-первых, обстоятельное знание целей воспитания непосредственно влияет на разработку ...
Понятие эстетического воспитания
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и понимание ...
Особенности интеллектуального развития дошкольников
Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вовремя не развивать и не востребовать, они могут быть впоследствии безвозвратно утеряны. Интеллектуал ...