Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Исследование особенностей внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Исследование особенностей внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Проблема изучения внимания детей с задержкой психического развития остается наиболее актуальной, так как она является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребенка. Обычно задержки психического развития (ЗПР) диагностируются у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу. ЗПР проявляется: в пониженном общем запасе знаний, в ограниченности представлении, в малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы, а нарушения в интеллектуальной сфере выражены не резко. В других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы. Дети с задержкой психического развития, имеющие слабую нервную систему, характеризуются неустойчивым, поверхностным вниманием. В качестве базовой причины называют расстройство деятельности ЦНС, которое может быть вызвано генетическими или средовыми факторами. В проявлениях этого синдрома у детей сочетаются: ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости и отвлекаемости внимания с выраженными изменениями поведения, двигательной расторможенностью, нескоординированностью процессов возбуждения и торможения. Сочетание расстройств внимания и гиперкинетических расстройств, приводит к выраженной школьной и даже общесоциальной дезадаптации таких детей. От его развития и организации зависят качество и успешность усвоения и понимания учебного материала. С вниманием связаны познавательные процессы, внимание является частью всех высших психических функций. Для памяти внимание выступает как фактор удержания информации, для мышления - как фактор правильного понимания и решения задач. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. Поэтому невозможно развивать ребенка в плане психических функций, не затрагивая развития всех видов внимания.

Изучением этого вопроса занимались такие ученые как Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединский, И.Ф. Марковская, Н.Ф. Добрынин. Так же проблемы психического развития исследовали зарубежные исследователи: А. Штраус, Л. Лейтинен, Р. Пейн, А. Гезел, Р. Заззо.

Цель работы: выявление особенностей внимания у детей с задержкой психического развития.

Предмет исследования: изучение особенностей внимания в процессе обучения и воспитания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Объект исследования: процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Методы исследования: для диагностики внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития проводилось комплексное диагностическое обследование:

1. Беседа.

2. Метод анализа документации.

Эксперимент (констатирующий).

4. Корректурная проба Бурдона.

5. Таблица Шульте.

6. Методика Рисса.

7. Методика исследования объёма внимания.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать особенности внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

3. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Практическая значимость работы: полученные результаты обследования могут применить в работе логопеды, педагоги, воспитатели, психологи, работающие с детьми с задержкой психического развития.

Теоретическая значимость работы: проведенные теоретические и экспериментальные исследования позволяют более точно рассмотреть развитие внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

База исследования: МОУ СОШ № 104 им.М. Шаймуратова Демского района города Уфы РБ.

В исследовании приняли участие 29 учащихся младшего школьного возраста с ЗПР.

внимание задержка психическое развитие

Это интересно:

Основные понятия и законы экологии
К становлению основных понятий и принципов современной экологии вел долгий путь рассматриваемого его в виде календаря экологических событий Календарь экологических событий (по Г.С. Розенбергу, с изменениями и дополнениями) Годы Автор Страна Экологическая информация VI-IV вв. до н.э. Древняя Индия Э ...

Наблюдение и анализ руководства дидактическими играми
В ходе наблюдения выявила следующее: в группе имеются разнообразные настольно-печатные дидактические игры, к которым дети имеют свободный доступ, дети играют в данные игры в свободное время, при индивидуальных занятиях с воспитателем, вечером с помощником воспитателя. Игры находятся в специальном ш ...

Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Игра должна быть ведущей деятельностью, обесп6ечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребён ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru