Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Проблемы высшего образования, вызванные его массовостью

Педагогика и воспитание » "Синдром высшего образования" в России » Проблемы высшего образования, вызванные его массовостью

Мне кажется, что тяга к знаниям, к повышению своего образовательного уровня - это всегда хорошо, но не породила ли массовость высшего образования некоторые проблемы? Их я попыталась выявить с помощью социологического опроса. В качестве респондентов мною было взято 68 человек: это студенты Финансово - юридического института 4-го курса - 30чел. (100%); преподаватели различных ВУЗов - 8 чел. (100%); родители учащихся - 20 чел. (100%); школьные учителя - 10 чел. (100%). Я предложила им анкету №3 (приложение стр.)

1. Недостаточное качество преподавания отметили 63,3% опрошенных студентов. Высокую стоимость образования отметили 97,3% всех респондентов. 42,1% студентов отметили существование большого количества малочасовых курсов. Однако особый интерес представляет вариант другое: 59,9% отметили существование формализации отношений между студентами и преподавателями, совмещающими преподавание в нескольких ВУЗах; невозможность встречаться с преподавателями в ВУЗе после занятий для получения консультации или отработки задолженности, некорректное, непартнёрское отношение некоторых преподавателей к студентам, а также недостаточность материальной базы ВУЗа.

2. Среди родителей недостаточное качество высшего образования видят 22% опрошенных. Высокая стоимость получения высшего образования пугает 97,5%. Существование "калейдоскопа" предметов кажется проблемой -35%. Вариант другое отметило 63% (формализация отношений между студентами и преподавателями, недостаточная оплата преподавателей и как следствие - совмещение преподавания сразу в нескольких ВУЗах, занятия в две смены; родителей также волнуют возможные трудности с трудоустройством после окончания учёбы).

3. Школьные учителя снижение качества высшего образования поставили на первое место -82%. Потом идёт вариант другое (формализация отношений между студентами и преподавателями, которые совмещают преподавание в нескольких ВУЗах - 65,9%. Высокую платность высшего образования отметило 64,7%. Существование большого количества предметов, несоответствующих данной профессии они отметили - 32%).

4. Преподаватели ВУЗов на первое место поставили снижение качества подготовки абитуриентов- 100% опрошенных. Однако 97,3%. признали отсутствие достаточного времени для работы со студентами. Вариант "в" (существование большого количества малочасовых курсов) преподаватели ВУЗов поставили на последнее место - 0%. Высокую стоимость получения высшего образования отметило 32,5%.

Выводы:

1. Проблемы, вызванные "массовостью" высшего образования существуют.

2. Все категории опрашиваемых выделили следующие его проблемы: снижение качества, платность и высокая стоимость, ежегодное снижение количества бюджетных мест в ВУЗах, формализация отношений между студентами и преподавателями, вызванная большими возможностями совмещения преподавания, дефицит внимания к студентам, недостаток учебной литературы и учебных аудиторий для занятий в одну смену.

Для определения того, насколько результаты моего микроисследования по выявлению проблем высшего образования и последствий "образовательного бума" соотносятся с выводами серьезных учёных, работающих в этой области. Я обратилась к исследованиям учёных: Е.Г. Зборовского "Образование: от XX к XXI в. ", Попова А. Д "Демографическая база профессионального образования: современное состояние", [1] М.В. Арапова "Бум высшего образования": масштабы, причины и следствия; к материалам ежегодного форума Европейской ассоциации высшего образования и др. Я увидела много совпадающих позиций по проблемам высшего образования. Одна из главных проблем, обсуждаемых в научной среде - соответствие качества образования, предъявляемым требованиям.

Это интересно:

Пороговые значения показателей для оценки эффективности вузов и филиалов
Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования проводился в целях реализации Указа Президента РФ и по поручению Председателя Правительства РФ от 17 мая 2012 года. Мониторинг проводился с 15 августа по 15 сентября 2012 года. Государственные вузы ...

Методика использования занимательных задач на уроке
Решать занимательные задачи можно как на уроке, так и во внеурочное время; их можно включать в процесс обучения практически на любом типе и этапе урока. Для мотивации целесообразно использовать ребусы и задачи-рисунки; для актуализации знаний – сканворды, викторины, задачи-рисунки, логические мини- ...

Рекомендации родителям и учителям по осуществлению контроля и регуляции влияния СМИ на социальное развитие ребенка
СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои "идеалы". Ребёнок, ещё не ориентирующийся в современной эстраде, как правило. Выбирает "модных" на сегодняшний день поп-звёзд, которые не редко становятся его жизненным идеалом, определяют музык ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru