Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование светской парадигмы образования

Страница 2

Универсальная система норм деятельности имеет свою квалификацию и типологию, в том числе по признаку обобщенности, которая соответствует уровню социальной общности. Культура деятельности субъекта включает в себя освоение норм разных уровней социальных общностей (нормы конкретного общества, регионально-этнической общности, нации, человечества) и их диалектическое взаимодействие, иначе результат будет безкультурным. Следовательно, для реализации указанной культуры необходимо было включить в ценности и содержание образования данную норму культуры.

Третья модель светской парадигмы – образование как формирование культуры универсального мышления (универсальной интеллектуальной деятельности)

Промышленный век абсолютизировал рациональность в структуре сознания, представил разум в качестве сущности человека. Рациональность промышленного века ушла от сакрализованной рациональности религии, вкладывая в божественность человека новый смысл – обожание разума. Благодаря разуму человек стал уподобляться божественному существу.

“Возрастающая интеллектуализация и рационализация означает, что принципиально нет никаких таинственных, не поддающихся учету сил, которые здесь действуют, что напротив, всеми вещами в принципе можно овладеть путем расчета. Это означает, что мир расколдован. Больше не нужно прибегать к магическим средствам, чтобы склонить на свою сторону или подчинить себе духов, как это делал дикарь. Теперь все делается с помощью технических средств и расчета. Вот это и есть интеллектуализация”.

Основой культуры универсальной интеллектуальной деятельности являются законы логики и формально-логические приемы мышления, которые имеет установку на абстрагирование объекта от конкретно-социальной специфики его существования, его схематизацию. Интеллект, мозг, способности его функционирования по правилам логики, становится целью образования, а не сам человек. Целостность человека заменяется совокупностью его функций. “Человек как цель образования был потерян”.

Таким образом, образование потеряло свою функцию адаптации к конкретной социальной общности, а значит ответ на вопрос каков же ответственный результат института образования. Формальное образование занималось подготовкой к специализированной профессиональной деятельности, неформальное образование существовало за пределами стен учебного заведения. В связи с этим, возник вопрос, где происходит формирование человека и кто за это отвечает. Неспособность институционального образования адекватно отреагировать на сложившуюся ситуацию привела в дальнейшем к кризису.

Современное образование: образование как процесс учения.

В современном образовании продолжают существовать упомянутые выше три модели светского образования. Знаниевая модель легла в основу идеала образования как формирование научной картины мира, деятельностная модель образования - как формирование профессиональной культуры, мыслеразвивающая модель - образования как формирование методологической культуры субъектного мышления. При этом исчезла установка на универсальность и всеобъемлемость.

В XX веке институциональное образование нередко становится фактором политико-идеологическим и испытывает на себе диктат государства, исполняя политический заказ. Зачастую система образования не реализует общественный заказ и интересы. Целью образования провозглашается передача знаний, но не объясняется сути такого положения дел. Субстанцией системы образования оказывается учение. Причем не формируется чему, зачем, как, до каких пор учить. Современное образование фрагментарно: “больше знаний – но в определенных науках, больше профессионализма – но во все более узкоспециализированных областях, больше умения оперирования мышлением – но в чисто логико-методологических схемах”.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Наблюдение и анализ трудовых процессов
Наблюдая за организацией труда в старшей группе выявила следующее: в группе имеется уголок природы, в котором дети ухаживают за растениями и животными (аквариумными рыбками), в нем имеются необходимые инструменты: тряпочки, лейки, палочки для рыхления, сачок, корм для рыбок. в уголке для занятий пр ...

Особенности экономических представлений детей 6-7 лет
В данном параграфе представлен анализ констатирующего этапа исследования. Изучение экономических представлений детей представлено следующими результатами. Только 33 % детей находятся на среднем уровне развития экономических представлений, 67 % детей имеют низкий уровень развития экономических предс ...

Лингвистические основы методики развития связной речи
Термин «связная речь» в современной науке употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела работы по развитию речи (Б.А. Глухов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.Н. Щукин); отрезок речи, обладающий зна ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru