Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Часто учащиеся, осознав необходимость уточнения проблемы, несколько раз возвращаются к первому – второму пунктам.
Для обобщения результатов работы на каждом из этапов учащимся предлагается заполнить таблицу.
Таблица 8
Лист идеал для решения проблемы
|
1. Какую главную проблему должен решить учитель? |
|
Создать условия, чтобы школьники актуализировали свои знания по теме «Климат» |
|
2. Какая важная информация содержится в видеофрагменте? |
|
- На уроке изучается тема «Климат России». - Учитель проводит индивидуальный устный опрос. - Три ученика не могут ответить на вопрос. |
|
3. Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать учителю? |
|
- Школьники уже изучали тему «Климат». - Не все ученики могут свободно отвечать у доски перед аудиторией. - На изучение темы «Климат России» требуется достаточное время - Некоторые сведения можно почерпнуть из атласа. |
|
4. Каковы три главных способа решения проблемы? |
|
- Прекратить опрос и самому рассказать о влиянии климатообразующих факторов. - Спросить лучшего ученика в классе. - Дать время на то, чтобы ученики с помощью атласа в парах ответили на этот вопрос. |
|
5. Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему? |
|
Третий вариант. Его осуществление позволит: - Актуализировать знания по теме «Климат». - Избежать стресса у школьников от ожидания вызова к доске. - Закрепить умение работать с картами атласа. - Рассмотреть уже имеющиеся знания на примере нового материала, что позволит избежать потери времени. |
Известный польский дидакт В. Окунь писал: «Существенной характеристикой проблемного преподавания является исследовательская деятельность учащегося, появляющаяся в определенной ситуации и заставляющая его ставить себе вопросы – проблемы, формулировать гипотезы и проверять их в ходе умственных и практических операций. Эта деятельность чаще всего направлена в сторону действительности и, когда речь идет о решении практических проблем, ведет даже к ее преобразованию…»
Неотъемлемой частью проблемного подхода в обучении для формирования критического мышления является совместная деятельность учащихся. В процессе обмена мнениями тот способов, который казался единственно верным, может быть подвергнут критическому анализу и в результате скорректирован. С другой стороны, нередко получается и так, что лучший вариант не принимается аудиторией, потому что не найдены достаточные аргументы в его защиту. Умение отстаивать свою точку зрения по тому или иному вопросу – важнейшее качество, характеризующее критически мыслящего человека. Столь же важным является другое качество - умение отказаться от своей точки зрения, прислушавшись к аргументам другой стороны.
Дискуссия
Спор и дискуссия – понятия неравнозначные, хотя механизмы их реализации в некоторых аспектах похожи. Однако дискуссия превращается в спор, в котором каждая сторона во чтобы то ни стало стремится одержать победу. Д. Х. Ваганова определяет спор как древнейшую форму диалога, в ходе которого каждая из сторон стремится убедить другую в обоснованности и истинности своей позиции, точки зрения или мнения по обсуждаемому вопросу, когда не существует единого мнения по его решению Дискуссия – это способ обсуждения и поиска истины в процессе исследования научных или житейских проблем. Главное - достижение взаимопонимания между сторонниками противоположных точек зрения на проблему и тутти ее решения, поиск компромисса между ними с тем, чтобы совместными усилиями и с разных позиций добиться ее решения.
Это интересно:
Биография Я.А. Коменского
Коменский Ян Амос, знаменитый чешский педагог, «отец новой педагогики», гуманист, общественный деятель, родился в 1592 г. в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев. Он учился в братской латинской школе, преподавание там было настолько нудным и неинтересным, что уже в последн ...
Законы воспитания педагогической антропологии
Среди важнейших законов, сформулированных современной педагогической антропологией, назовем следующие. Закон единства, целостности, неразрывности воспитания. Он отражает системность и амбивалентность человека. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной, физической и ...
Сущность психолого-педагогического
сопровождения
В Российской Федерации школьная психологическая служба существует чуть более десяти лет. Коллегия Министерства образования РФ 29 марта 1995 года подвела некоторые итоги деятельности психологических служб в образовании. Коллегия отметила, что развитие практической психологии способствовало гуманизац ...