Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения

Педагогика и воспитание » Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии » Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения

Страница 5

По ходу работы с таблицей в первую колонку записываются вопросы, требующие односложного простого ответа. В левой колонке – вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

На стадии рефлексии «работают» все вышеперечисленные приемы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т. д. Но возможно и отдельное применение приемов, например, после изучения материала, темы мы просим учащихся составить кластеры систематизировать материал.

Мы рассмотрели несколько приемов графической организации материала в режиме технологии развития критического мышления. Их особенность состоит в том, что все они являются ядром, вокруг которого строится процесс обучения. Таблицы, схемы, графики не преподносятся учащимся в готовом виде, а служат инструментом для формирования навыков эффективного мышления. Другая особенность этих приемов: они используются для формирования культуры работы с информацией. По большей части графически оформляемый материал является не интерпретацией, а непосредственной частью изучаемого текста в контексте, предложенном его автором. Обучение видению авторского контекста, его сопоставление с собственными суждениями и умозаключениями - важная часть процесса развития критического мышления.

Стратегия решения проблем «Идеал»

Развитие критического мышления подразумевает формирование умения решать проблемы. Умение решать проблему – это умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить ее аспекты, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие), выбрать наиболее оптимальный способ. Решить проблему легче, если она реальна, т. е. соотносится с собственным жизненным опытом.

Ситуации, когда рассматривают реальные проблемы достаточно часты. Эти проблемы могут относиться:

- к изучению публицистических текстов (например, газетные и журнальные статьи, посвященные проблемам тех или иных предприятий, экономическим, экологическим, социальным, юридическим и другим проблемам);

- к анализу ситуаций (выбор стратегии обучения в реальной ситуации педагогической практике);

- к проведению деловых игр (где моделируются реальные проблемы).

Джемс Брэнсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима для первых двух типов ситуаций, т. е. при работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется ИДЕАЛ (данный вариант стратегии представлен в интерпретации С. И. Заир-Бека).

И Идентифицируйте проблему.

Д Доберитесь до ее сути.

Е Есть варианты решения!

А А теперь – за работу!

Л Логические выводы.

1. Идентификация проблемы. Проблема определяется в самом общем виде.

2. Формулировка проблемы в виде вопроса. На втором этапе учащиеся формулируют проблему в виде вопросов. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «Как…», и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).

3. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы. Осуществляется посредством «мозговой атаки», любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше для графической организации идей можно использовать кластеры).

4. Выбор оптимального варианта. Теперь учащиеся, взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант решения проблемы.

5.Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru