Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения

Педагогика и воспитание » Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии » Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения

Страница 3

Графические приемы

В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формах организации материала. Эти формы применяются как творческая рефлексия, но не только. Учащиеся с помощью предложенных приемов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приемы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.

Часто учащиеся испытывают затруднения при записи материала. В этой связи достаточно полезную роль может сыграть умение представлять материал в схематической, графической форме. Схемы, таблицы и графики систематизируют мысль, делают сложные конструкции более наглядными и понятными. Представление материала в графической форме позволяют учащемуся лучше классифицировать представленную информацию. Сам процесс построения графиков, схем и таблиц формируют умения анализировать материал. Мейер назвал сознательное использование графических систематизаторов «методами постижения структуры»

Дайана Халперн выделяет несколько видов графических систематизаторов, отмечая при этом, что использование каждого из них предполагает использование пространственных образов, помогающих осмыслить представленную информацию.

1. Линейная последовательность. Ее можно применить, если структура представленной информации близка к линейной. Например, это могут быть последовательно сменяющие друг друга события, линейные связи и отношения.

2. Иерархии (или древовидная структура). Они могут быть использованы, например, для представления связей согласно принципам классификации (систематика растений, животных и т. п.).

3.Сети – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В сетях могут быть как иерархические, так и линейные или пучковые связи (например, в виде сети может быть изображена информация о видах животных и экологических связях между ними).

4. Матрицы – могут быть использованы для сравнения событий, предметов, процессов по ряду показателей.

5. Блок - схемы. Они удобны тогда, когда информация включает в себя ряд последовательных логических и точных инструкций и команд.

Ценность рисунков и схем на стадии вызова высока, и мы хотим вас познакомить с возможными графическими заданиями на этой стадии.

Прием «Выглядит, как… Звучит, как …»

Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология».

Таблица 4

Выглядит как…

Звучит как…

-

- Часы

- Конвейер

- Ступеньки лестницы

- Яркая картинка

-

- «Это ново!»

- «Это интересно!»

- песня: куплет, припев

На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.

Прием «Плюс, минус, интересно»

Таблица 5

П

М

И

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа заполняются соответствующие графы. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, - это способ активной работы с текстом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru