Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения

Педагогика и воспитание » Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии » Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения

Страница 7

Организация дискуссии сопряжена со значительными трудностями. В каком случае дискуссия уместна?

- если учащиеся работают с источниками, в которых изложены различные точки зрения на ту или иную проблему;

- если обсуждается проблема практического характера, не имеющая однозначного решения (выраженного в результате)

- если в процессе обсуждения проблемы происходит разделение учащихся по способам и средствам ее решения.

Для организации продуктивной дискуссии, способствующей развитию критического мышления, важно помнить об определенных условиях и правилах. А.М. Матюшкин подчеркивает, что в дискуссиях важным фактором выступает общение с равноинформированными партнерами – членами школьной группы – в отличие от общения с разноинформированным партнером – преподавателем. Это раскрепощает интеллектуальные возможности учащихся, резко снижая барьеры общения, повышая его продуктивность.

Д. Х. Вагапова определяет качества, которые важны для участников продуктивной дискуссии:

- заинтересованность;

- конструктивность подхода;

- умение идти на оправданный компромисс;

- стремление к постоянной коррекции точки зрения;

- поиск правильных доводов оппонента;

- интеллектуальная терпимость;

- умение слушать;

- умение «держать позицию»;

- умение вовремя уловить изменения в поведении оппонента, понять, чем они вызваны;

- ассертивность (умение высказать свою точку зрения без страха, давления, со стороны того, что нужно сказать);

- гибкость мышления;

- культура речи;

- эмпатия ( постижение эмоционального состояния другого человека;

Успешность дискуссии во многом зависит от умения преподавателя ее организовать и умения учащихся дискуссировать.

Четко проведенная результативная дискуссия есть результат сформированности критического мышления ее участников. С другой стороны, процесс дискуссии – есть процесс его развития.

Перекрестная дискуссия.

Стратегия перекрестной дискуссии, разработанная Донной Алверман – сложный вид аудиторной работы в рамках семинарских занятий. Само слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Таким образом, перекрестная дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений, например «хорошо – плохо», «будет – не будет», «возможно – невозможно».

Вопрос, предлагаемый для перекрестной дискуссии, должен быть стержневым для изучаемой темы, то есть поиск аргументов для ответа должен предполагать использование всего спектра информации, конструирования причинно-следственных связей между основными понятиями темы.

Вопрос может быть предложен и самими учащимися. В любом случае это должен быть бинарный вопрос, то есть требующий либо положительного либо отрицательного ответа.

На первом этапе работы преподаватель просит аудиторию разбиться на пары и начертить следующую таблицу:

Таблица 9

Аргументы «за»

Вопрос для дискуссии

Аргументы «против»

В процессе перекрестной дискуссии каждый из ее участников должен прийти к какому – либо выводу. Вместе с тем приводимые аргументы предлагаются участниками в «свернутом», сжатом виде. Зачастую предложенный текст не дает возможностей для оперирования конкретными примерами. Таким образом, после того, как были высказаны суждения, которые выработали группы, преподаватель может:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru