Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения

Педагогика и воспитание » Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии » Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения

Страница 7

Организация дискуссии сопряжена со значительными трудностями. В каком случае дискуссия уместна?

- если учащиеся работают с источниками, в которых изложены различные точки зрения на ту или иную проблему;

- если обсуждается проблема практического характера, не имеющая однозначного решения (выраженного в результате)

- если в процессе обсуждения проблемы происходит разделение учащихся по способам и средствам ее решения.

Для организации продуктивной дискуссии, способствующей развитию критического мышления, важно помнить об определенных условиях и правилах. А.М. Матюшкин подчеркивает, что в дискуссиях важным фактором выступает общение с равноинформированными партнерами – членами школьной группы – в отличие от общения с разноинформированным партнером – преподавателем. Это раскрепощает интеллектуальные возможности учащихся, резко снижая барьеры общения, повышая его продуктивность.

Д. Х. Вагапова определяет качества, которые важны для участников продуктивной дискуссии:

- заинтересованность;

- конструктивность подхода;

- умение идти на оправданный компромисс;

- стремление к постоянной коррекции точки зрения;

- поиск правильных доводов оппонента;

- интеллектуальная терпимость;

- умение слушать;

- умение «держать позицию»;

- умение вовремя уловить изменения в поведении оппонента, понять, чем они вызваны;

- ассертивность (умение высказать свою точку зрения без страха, давления, со стороны того, что нужно сказать);

- гибкость мышления;

- культура речи;

- эмпатия ( постижение эмоционального состояния другого человека;

Успешность дискуссии во многом зависит от умения преподавателя ее организовать и умения учащихся дискуссировать.

Четко проведенная результативная дискуссия есть результат сформированности критического мышления ее участников. С другой стороны, процесс дискуссии – есть процесс его развития.

Перекрестная дискуссия.

Стратегия перекрестной дискуссии, разработанная Донной Алверман – сложный вид аудиторной работы в рамках семинарских занятий. Само слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Таким образом, перекрестная дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений, например «хорошо – плохо», «будет – не будет», «возможно – невозможно».

Вопрос, предлагаемый для перекрестной дискуссии, должен быть стержневым для изучаемой темы, то есть поиск аргументов для ответа должен предполагать использование всего спектра информации, конструирования причинно-следственных связей между основными понятиями темы.

Вопрос может быть предложен и самими учащимися. В любом случае это должен быть бинарный вопрос, то есть требующий либо положительного либо отрицательного ответа.

На первом этапе работы преподаватель просит аудиторию разбиться на пары и начертить следующую таблицу:

Таблица 9

Аргументы «за»

Вопрос для дискуссии

Аргументы «против»

В процессе перекрестной дискуссии каждый из ее участников должен прийти к какому – либо выводу. Вместе с тем приводимые аргументы предлагаются участниками в «свернутом», сжатом виде. Зачастую предложенный текст не дает возможностей для оперирования конкретными примерами. Таким образом, после того, как были высказаны суждения, которые выработали группы, преподаватель может:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Особенность метода проблемного обучения в условиях внеклассной работы
1. Место проблемного обучения в педагогических концепциях В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, на тех или иных особенностях передачи или усвоения знаний, ...

Правила, определяющие последовательность проблемных ситуаций
Правило первое. Чтобы обеспечить проблемное усвоение более или менее сложной системы знаний и действий, необходимо создать последовательную систему проблемных ситуаций. При этом в каждой проблемной ситуации в качестве неизвестного выступает одно усваиваемое отношение, принцип действия или существен ...

Дисграфия: содержание термина, классификация
Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстр ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru