Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Развитие познавательной активности

Страница 2

Интерес к обучению всегда возникает, если учащимся предлагается новый материал, так как неизвестное всегда вызывает заинтересованность, поражает воображение. Но нельзя долго удерживать внимание обучающихся только за счет ярких фактов. Ушинский К.Д. писал, что новое и неизведанное всегда должно появляться на базе уже знакомого материала. Надо учить обучающихся видеть новое в уже знакомых предметах и явлениях, тогда у детей сформируется понимание того, что в привычных вещах можно открыть нечто такое, о чем они еще не знают, но имеют возможность узнать на каждом уроке.

Интересу к познанию способствует также знакомство с новейшими достижениями науки, открытиями. Познавательный интерес включает в себя не только приобретаемы знания, но и сам процесс их приобретения. Поэтому возбуждает желание учиться, разбираться в закономерностях и взаимосвязях явлений также заставляет практическая деятельность, которая развивает самостоятельность и дает возможность применить свои знания в жизни.

Формированию и развитию познавательной активности, как мы уже говорили выше, способствует организация учебного процесса, создание таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к поисково-исследовательской деятельности.

Существуют определенные пути и методы формирования мотивации к учебной деятельности.

Содержание учебного материала.

На мотивацию может оказать влияние лишь тот материал, содержание которого соответствует потребностям ребенка. Поэтому при планировании урока, подборе материала учитель должен учитывать эти потребности, их уровень. Содержание учебного материала должно быть доступно учащимся, базироваться на уже имеющихся знаниях и умениях детей, но в то же время оно должно быть в достаточной мере сложным, чтобы потребовалось осмысление этого материала. Малосодержательный учебный материал не будет развивать психических функций учащегося (памяти, мышления), не вызовет эмоций, а значит не удовлетворит потребность в заинтересованности.

Организация учебной деятельности.

Предложенное содержание учащиеся усваивают в процессе учебной деятельности. От того как она построена во много зависит результат обучения и его развивающая роль.

Сформированность мотивации учебного процесса должна подкрепляться правильной организацией занятий. Совершенствование форм и методов обучения, использование принципов дидактики, повышение контроля и оценки знаний будут способствовать активизации учебной активности.

Для организации учебной деятельности педагог, преследующий цель развития познавательной активности обучающихся, всегда использует новые педагогические технологии. Среди них можно назвать следующие:

Обучение в сотрудничестве.

Оно предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Главной силой этой технологии обучения является влияние коллектива, наличие взаимооценки. Роль педагога состоит в том, что он задает тему, а далее создает такую психологическую обстановку, в которой коллектив детей самостоятельно решает поставленную задачу, работая в сотрудничестве. При этом педагог является полноправным участником процесса обучения.

При таком обучении педагог может решить такие задачи:

Сплочение ученического коллектива;

Освоение приемов групповой коммуникации;

Развитие умений участвовать в диалоге, вести дискуссию;

Создание учебного сообщества, участники которого владеют определенными знаниями и готовы получать новые в процессе общения друг с другом.

Метод проектов.

Это комплексный метод, который позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов обучающихся. Он дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей познавательной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Работа над проектом планируется преподавателем, обсуждается с учащимися. Совместно с педагогом разрабатывается структура содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков выполнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Профессиональная пригодность и профессиональная готовность
В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность». Названные понятия имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах. Так, под «профессиональной пригодностью» понимается совокупность психических и психоф ...

Сопоставительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента
После завершения основного (формирующего) этапа эксперимента проведен контрольный срез. Детям было предложены, тестовые задание по теме «Имя существительное».Тестовые задания были выполнены быстро и правильно у большинства учащихся.Любой ответ предполагал оценку «верно, неверно».Каждый ответ имел о ...

Урегулирование педагогических конфликтов
Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов. Более того, в определенном случае конфликт является необходимым условием для решения назревших проблем. В управлении конфликтом важную роль играет эффективное использование принципов социальной регуляции, умелое применение ее приемов ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru