Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Цели и задачи формирования информационной компетенции учащихся. Содержание учебного материала в компетентностном ключе

Педагогика и воспитание » Формирование информационной компетенции учащихся при изучении раздела "Биология. Введение в общую биологию и экологию" » Цели и задачи формирования информационной компетенции учащихся. Содержание учебного материала в компетентностном ключе

Страница 3

Организационно-процессуальный компонент биологического образования предполагает использование таких форм, методов и средств, с помощью которых возникает возможность взаимодействия учителя биологии и учащихся, формировать знания об объектах и явлениях живой природы. Как показала теория и практика обучения биологии учащихся старших классов основной школы эффективными формами являются классный урок (комбинированный, изучения нового материала, лекция, семинары – беседа, дискуссия, лабораторная и практическая работы), а также экскурсия и игра. С их помощью возникает объективная возможность акцентировать внимание учащихся на материале о структуре и функционировании живых систем, их сущностных характеристиках, а также ценностном значении для человека, общества и его различных сфер жизнедеятельности. В качестве эффективных методов укажем на такие, как беседа, объяснение, демонстрация, эмоционально-ценностное стимулирование, оценка деятельности, выражение ценностного отношения и диалогическое общение. Средствами формирования информационной компетенции будут выступать методические рекомендации, скорректированная программа, учебные задания четырех категорий, а также различные виды деятельности – учебная, коммуникативная, игровая, трудовая, ценностно-ориентированная.

Критериально-диагностический компонент предполагает обозначение конкретных показателей готовности учащихся старших классов основной школы действовать в реальных и учебных ситуациях с позиции компетентностного подходы. Критериально-диагностический компонент позволяет выразить результативный компонент, смысл которого заключается в достижении положительной динамики формирования информационной компетенции.

Процесс становления информационной компетенции старшеклассников в системе использования разнообразных видов деятельности условно можно представить тремя этапами. Первый этап – мотивационный. Он реализуется в начале изучения раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию», а также на вводных уроках каждой темы раздела. При этом внимание учащихся акцентируется на важнейших понятиях. Учитель ориентирует их на необходимости познания живой природы. Второй этап – формирующий, на котором изучается обозначенный выше содержательный компонент при использовании соответствующих форм, методов и средств формирования информационной компетенции. Третий этап – оценочно-результативный, при реализации которого проверяется эффективность разработанной методики формирования информационной компетенции и оценивается уровень готовности учащихся действовать в ситуациях неопределенности.

Для эффективного функционирования методики формирования информационной компетенции старшеклассников имеется необходимость в создании определенных условий для учащихся и учителя биологии. В качестве таких условий выступают следующие: 1) активизация познавательной деятельности учащихся; 2) реализация межпредметных связей; 3) использование новых информационных технологий.

На основе вышеизложенного построена модель методики формирования информационной компетенции старшеклассников основной школы при изучении раздела «Биологи. Введение в общую биологию и экологию», которая включает взаимосвязанные компоненты (рисунок 2).

Изучение биологии в компетентностном ключе можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций – информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных. Так, для качественной подготовки учащихся их важно научить поиску биологической информации – находить в тексте учебника отличительные систематические признаки, в биологических словарях, справочниках, энциклопедиях, электронных базах данных значения биологических терминов и материал о разных живых организмах. Также при обучении биологии нельзя обойтись без формирования умений общаться – слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно может быть организована при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения биологического содержани.

Целевой компонент

Цель – формирование информационной компетенции при изучении раздела «Биология. Введение в общую биологию и экологию»

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Общая характеристика организации производства детских скамеек на базе школы
Профиль производственного участка на базе школы: мебельное производство. Выпускаемая продукция: детская мебель (скамейки). Организационная схема: административные функции управления участком возложены на РСиС (руководящий состав и специалисты)- директора, бухгалтера, инженер-технолога. Производстве ...

Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает ст ...

Проблемы высшего образования, связанные с его массовостью
1. Так как качество образования в значительной мере определяется уровнем подготовки абитуриентов, учёные отмечают, что увеличение количества платных студентов (53%) снижает общий уровень знаний первокурсников. 2. Проблема, связанная с возросшим уровнем культурно-образовательных потребностей. Высшая ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru