Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Рисунок 1 – Иерархия целей формирования информационной компетенции у учащихся старших классов основной школы
Задачами воспитания являются: 1) формирование мировоззрения, основанного на понимании объективных взаимосвязей в биологических системах, между ними и окружающей средой, включая антропогенную составляющую, мотивов, потребностей и привычек поведения в природе, основанного на осознании универсальной ценности живого, практического опыта сохранения видового разнообразия земной планеты; 2) гигиеническое воспитание, усвоение санитарных норм и правил, приобретение генетической грамотности, составляющих основу культивирования здорового образа жизни, сохранение физического, психического и нравственного здоровья; 3) стимулирование стремления и готовности к применению приобретенного опыта на практике, дальнейшему участию в деятельности по сохранению живых организмов и среды их обитания.
Задачами развития стали: 1) способствование формированию восприятия, внимания, мышления на основе наблюдения, эксперимента, моделирования, выдвижения гипотез, описания, анализа, сравнения, объяснения биологических явлений, установления взаимосвязей внутри живых систем, а также отношений между ними и окружающей средой; 2) развитие эмоций и чувств на основе восприятия живых объектов, анализа различных отношений человека к живым существам и их сообществам; 3) развитие воли при принятии решений по отношению к живым объектам на основе осознания их уникальности и универсальной ценности для человечества и природы в целом; 4) стимулирование стремления к активной пропаганде биологических знаний, идеи устойчивого развития биосферы и общества, личного участия в улучшении ближайшего природного окружения и сохранении биологического разнообразия земной планеты.
Для более четкого представления модели методики необходимо выразить принципы, благодаря которым она успешно функционирует. При ее разработке мы опирались на принципы научности, фундаментализации, интеграции, гуманизации, единства теоретической и практической деятельности, регионализации и дополнительности.
При разработке модели методики мы также учитывали ряд общенаучных подходов. Главными из них являются культурологический, системный, ценностный, гуманитарный и деятельностный.
Другими, не менее значимыми компонентами методики формирования информационной компетенции у учащихся являются содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический и результативный, а также этапы и условия.
Для того чтобы успешно формировать информационную компетенцию, знаниевая составляющая как проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания биологической действительности, представляется в виде совокупности сведений и фактов, понятий и суждений, закономерностей и теоретических положений, имеющих теоретический и, особенно, практический смыслы. По отношению к разделу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» в основной школе в качестве таких должны выступать знания об объектах (природа и ее компоненты, таксоны живой природы, уровни ее организации, биологическое разнообразие, человек - биосоциальное существо). При формировании информационной компетенции также необходимы знания о явлениях и процессах, протекающих в живой природе – функционировании живых систем, факторах, направлениях и результатах эволюции, свойствах живых систем. В учебно-познавательной и практической деятельности нельзя обойтись без знаний об истории становления биологической науки, формирования приоритетных теорий и некоторых законов, методах познания и преобразования объектов живой природы. Обозначенные элементы биологических знаний представлены в контексте третьего варианта программы по биологии В. В. Пасечника и др.
Это интересно:
Идея вальдорфской школы
Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Первая вальдорфская школа б ...
Лекционно-семинарская система обучения географии в школе
Лекционно-семинарскую систему обучения географии лучше практиковать в 9-10-х классах, а отдельные ее элементы в 6-8-х классах. Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников нужн ...
Формы физического воспитания
В целях всестороннего физического воспитания в школе используются различные его формы: классно-урочные, внеклассные и внешкольные занятия. При условии правильного взаимосочетания они образуют стройную, единую систему. Основной формой в этой системе являются уроки физической культуры (классно-урочны ...