Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
2. Упражнения – это многократное выполнение каких–либо действий для приобретения навыков и получения более совершенных умений. В зависимости от характера познавательной деятельности упражнения подразделяются на:
- упражнения на подражание, когда учитель даёт образец выполнения, сопровождая свои действия необходимыми пояснениями, а ученики следят за показом этого образца и затем воспроизводят его, стремясь при этом достичь наибольшего сходства с ним;
- тренировочные упражнения, требующие от учащихся самостоятельного применения знаний, умений и навыков, приобретённых под руководством учителя в условиях аналогичных тем, в которых они формировались;
- тренировочные упражнения, требующие от учащихся применения ранее приобретённых знаний (умений, навыков) в условиях, в большей или меньшей степени отличающихся от тех, которые имели место при их формировании;
- частично-поисковые или творческие задания, требующие от школьников активной мыслительной деятельности и самостоятельности в выборе способа действий.
Неимитационные методы обучения
1. Дискуссия (от лат discussion – рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо спорного вопроса) – характеризуется различием позиций в соединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники.
2. Эвристическая беседа (от греч. heurisko – нахожу, открываю) – метод обучения, при котором педагог не сообщает обучаемым готовых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет обучаемых на основе имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам.
3. Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, при котором предполагается определённый уровень самостоятельности ученика во всех её структурных компонентах (от постановки проблемы до осуществления контроля).
Виды самостоятельных работ обучаемых:
1. Работа с печатными источниками
Работа с печатными источниками обычно занимает большое количество времени школьников. Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся:
· Ознакомительное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о содержании; выделение материала непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особенно внимательно изучения.
· Повторное, сравнительно медленное чтение, разделение текста на смысловые части, выделение основных положений, аргументации автора, изучение схем, таблиц, чертежей. Выполнением этого этапа осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчёт, чему научил учебник или его раздел.
· Конспектирование изученного текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить и закрепить в памяти.
· Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные её положения и найти им практическое применение.
2. Самостоятельный поиск
Представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет учителю, опираясь на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, на их индивидуальные возможности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе её результаты. Педагогическая функция поисковых заданий и проектов – в индивидуализации обучения, расширении объёма знаний в условиях дифференциации и профильного обучения по продвинутым программам. Такие задания вводят учащихся в проблемы рационализации труда, исследовательских творческих методов познания. Они применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся составляют отчеты о длительных наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, природными явлениями; пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому осмыслению исторических событий; рефераты по литературно-критическим источникам; разрабатывают схемы действия приборов, станков, машин, внося предложения совершенствованию технологических процессов.
Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приобретении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор школьников, в овладении ими первичными исследовательскими навыками.
3. Самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле-, радиопередач – это вид самостоятельной работы учащихся, который весьма эффективен при условии чёткой организации и постоянном контроле этого процесса со стороны учителя.
Это интересно:
Необходимое условие экстремума функции трех переменных
По аналогии исследуем функцию трех переменных. Пусть функция определена в области и будет внутренней точкой этой области. Говорят, что функция в точке имеет максимум (минимум), если её можно окружить такой окрестностью , чтобы для всех точек этой окрестности выполнялось неравенство. Если эту окрест ...
Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах
Младший дошкольный возраст. Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве. Для выполнения упражнений малышам легче встать в круг. Разбор и раздач ...
Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей. Сегодня ...