Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методы и средства стимулирования познавательной активности младших школьников

Страница 5

2. Упражнения – это многократное выполнение каких–либо действий для приобретения навыков и получения более совершенных умений. В зависимости от характера познавательной деятельности упражнения подразделяются на:

- упражнения на подражание, когда учитель даёт образец выполнения, сопровождая свои действия необходимыми пояснениями, а ученики следят за показом этого образца и затем воспроизводят его, стремясь при этом достичь наибольшего сходства с ним;

- тренировочные упражнения, требующие от учащихся самостоятельного применения знаний, умений и навыков, приобретённых под руководством учителя в условиях аналогичных тем, в которых они формировались;

- тренировочные упражнения, требующие от учащихся применения ранее приобретённых знаний (умений, навыков) в условиях, в большей или меньшей степени отличающихся от тех, которые имели место при их формировании;

- частично-поисковые или творческие задания, требующие от школьников активной мыслительной деятельности и самостоятельности в выборе способа действий.

Неимитационные методы обучения

1. Дискуссия (от лат discussion – рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо спорного вопроса) – характеризуется различием позиций в соединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники.

2. Эвристическая беседа (от греч. heurisko – нахожу, открываю) – метод обучения, при котором педагог не сообщает обучаемым готовых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет обучаемых на основе имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам.

3. Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, при котором предполагается определённый уровень самостоятельности ученика во всех её структурных компонентах (от постановки проблемы до осуществления контроля).

Виды самостоятельных работ обучаемых:

1. Работа с печатными источниками

Работа с печатными источниками обычно занимает большое количество времени школьников. Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся:

· Ознакомительное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о содержании; выделение материала непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особенно внимательно изучения.

· Повторное, сравнительно медленное чтение, разделение текста на смысловые части, выделение основных положений, аргументации автора, изучение схем, таблиц, чертежей. Выполнением этого этапа осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчёт, чему научил учебник или его раздел.

· Конспектирование изученного текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить и закрепить в памяти.

· Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные её положения и найти им практическое применение.

2. Самостоятельный поиск

Представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет учителю, опираясь на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, на их индивидуальные возможности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе её результаты. Педагогическая функция поисковых заданий и проектов – в индивидуализации обучения, расширении объёма знаний в условиях дифференциации и профильного обучения по продвинутым программам. Такие задания вводят учащихся в проблемы рационализации труда, исследовательских творческих методов познания. Они применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся составляют отчеты о длительных наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, природными явлениями; пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому осмыслению исторических событий; рефераты по литературно-критическим источникам; разрабатывают схемы действия приборов, станков, машин, внося предложения совершенствованию технологических процессов.

Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приобретении новых знаний, расширяющих общий и профильный кругозор школьников, в овладении ими первичными исследовательскими навыками.

3. Самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле-, радиопередач – это вид самостоятельной работы учащихся, который весьма эффективен при условии чёткой организации и постоянном контроле этого процесса со стороны учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Особенности обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста
Обучение детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Начиная работу с детьми, педагогу очень важно знать, что уровень развития детей еще недостаточен для самостоятельного решения ими многих задач, возникающих в процессе их деятельности (игровой, продуктивной, речевой и др.). Самосто ...

Условия, способствующие развитию познавательной активности
Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста м ...

Анализ результативности работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания
Для выявления результативности проведенной работы по формированию любознательности, организованности, положительного отношения к искусству мы проводили анкетирование учащихся и родителей. Целью анкетирования является выявление наиболее интересных средств массовой информации. Какие фильмы, мультфиль ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru