Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.
Построение учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуального развития школьника важно для всех ступеней обучения, но особое значение реализация этого принципа имеет на начальной ступени, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом.
Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях детей, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скорригировать и компенсировать.
Наблюдения за неуспевающими школьниками показали, что среди них имеются дети, у которых трудности в обучении обусловлены задержкой психического развития.
Трудности в обучении характеризуются познавательной пассивностью, повышенной утомляемостью при интеллектуальной деятельности, замедленным темпом формирования знаний, умений, навыков, бедностью словаря и недостаточным уровнем развития устной связной речи.
Недостаточность познавательной активности при обучении проявляется в том, что эти учащиеся не стремятся эффективно использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало предположительных суждений до начала решения задач, нуждаются в специальной работе, направленной на развитие познавательного интереса, стимулирование познавательной активности, активизацию познавательной деятельности.
Поэтому большое значение приобретает глубокое раскрытие сущности принципа активности в обучении с учетом индивидуальных, психофизиологических особенностей младших школьников с трудностями в обучении и определении путей его реализации в условиях школьного образования.
Педагогической наукой накоплен достаточно большой опыт по проблеме активизации учения.
В 60-е годы прошлого столетия в нашей стране самостоятельность и активность провозглашается ведущим дидактическим принципом. Работа по интенсификации обучения привела к необходимости поиска путей активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, а также приемов стимулирования их учения. В Законе о школе 1958 года развитие познавательной активности и самостоятельности учеников рассматривалась как основная задача перестройки общеобразовательной школы.
Изучением познавательной деятельности занимались ученые-педагоги З.А. Абасов, Б.И. Коротяев, Н.А. Томин и другие, раскрывшие содержание и структуру данного понятия.
Психологические аспекты проблемы освещались в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.А. Любленской и других.
Б.П. Есипов, О.А. Нильсон исследовали вопросы, связанные с проблемой активизации учения, рассмотрев самостоятельную работу как одно из действенных средств активизации познавательной деятельности.
Разработкой путей активизации и развития познавательной деятельности учащихся занимались современные ученые и методисты: В.В. Давыдов, А.В. Занков, Д.Б. Эльконин и другие.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, изучения опыта работы учителей начальной школы была определена и сформирована проблема исследования, которая заключается в выявлении активных методов обучения, используемых на уроках математики в начальной школе, стимулирующих познавательную активность младших школьников с трудностями в обучении.
Актуальность выявленной проблемы определили выбор темы: «Использование активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников с трудностями в обучении в начальной школе.
Предмет исследования – активные методы обучения как средство стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении.
Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников с трудностями в обучении будет более успешным, если:
- на уроках математики будут использованы активные методы обучения младшего школьника с трудностями в обучении;
- активные методы обучения будут выступать в качестве средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме использования активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики.
2. Уточнить и теоретически обосновать сущность понятий «стимулирование» и «познавательная активность», «младшие школьники с трудностями в обучении».
3. Выявить активные методы обучения на уроках математики, стимулирующие познавательную активность младших школьников с трудностями в обучении.
4. Определить, обосновать и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность использования активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики.
С целью доказательства состоятельности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Наблюдение.
3. Эксперимент.
4. Эвристическая беседа.
5. Классификация.
Практическая значимость работы состоит в определении активных методов обучения, стимулирующих познавательную активность младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики, разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию активных методов обучения младших школьников на уроках математики.
Это интересно:
Инструменты и приспособления
Для изготовления изделия детская скамейка следует воспользоваться следующими инструментами: линейка, угольник, ножовки - широкая и узкая, рубанки - одинарный и двойной, сверло 11,8 мм, универсальное сверло, молоток, клещи, полукруглый напильник. Все работы по изготовлению деталей скамейки будут вып ...
Характеристика и своеобразие мотивационно– познавательного развития в
дошкольном возрасте
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности р ...
Специфика развития критического мышления школьников на уроках, практикуме и
практических работах по географии
Прием развития критического мышления «представление информации в кластерах» нами был разработан применительно к уроку по теме «Ветер» и практической работе «Описание природных зон Тульской области на примере г. Киреевска». Урок с использованием технологии развития критического мышления по тема «Вет ...