Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методы и средства стимулирования познавательной активности младших школьников

Страница 4

Методы и приёмы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчёркивает единство процессов обучения и воспитания.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов: разъяснения школьникам личностной значимости учения; приучения их к выполнению требований оперативного контроля.

Формирование понимания личностной значимости учения представляет собой метод формирования у учащегося осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни.

При формировании у учащихся младших классов понимания личностной значимости успешного учения учитель испытывает особые затруднения. Понять всю важность успешного учения жизни младшим школьникам сложно. Тем более они ещё не знают, кем будут, так как их фантазии меняются весьма часто. Степень значимости учения младшие школьники воспринимают через взрослых, через их отношение и эмоциональную реакцию. Чаще всего ребенок полностью полагается на мнение и интуицию взрослого. Его отношение к учебе часто становится отражением отношения его родителей к результатам обучения ребёнка.

Понимание личностной значимости успешного учения во многом зависит и от поведения учителя. Ведущую роль здесь играют приёмы показа озабоченности и беспокойства неуспехом ребёнка в учебе и специального акцентирования внимания на ощущении радости за результаты успешного обучения, попытка организовать совместное переживание всем классом радости за успехи каждого учащегося.

Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения. Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самих учителей.

Оперативный контроль. Важную роль в формировании чувства ответственности играет оперативный контроль. Использование метода оперативного контроля не как метода жёсткого наказания за нарушения, а как метода выявления сложных для учащихся тем, вопросов, упражнений с целью повторного обращения на них внимания учащихся для лучшего их выполнения.

Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любой из них, но он всегда будет стремиться выбирать наилучший. Чтобы облегчить проблему выбора, методы необходимо сравнивать по их эффективности.

Современная дидактика предлагает несколько классификаций методов. Рассмотрим основные:

1. Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

· объяснительно-иллюстративные;

· репродуктивные;

· проблемное изложение;

· частично-поисковые (эвристические);

· исследовательские.

2. По степени активности (Е.Я. Голант).

· активные;

· пассивные.

Активные методы обучения - это методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Они ориентированы на самостоятельное добывание учащимися знаний, на активизацию их познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Особенность активных методов обучения в том, то в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности.

На сегодняшний день в педагогической теории и практике нет универсальной классификации активных методов обучения, которую можно было бы рекомендовать на все случаи. Мы в своём исследовании ориентировались на классификацию в зависимости от направленности на формирование системы знаний и овладение умениями и навыками:

- имитационные;

- связанные с моделированием деятельности;

- неимитационные.

Схема 2. Классификация активных методов обучения по направленности формирования системы знаний и овладения умениями и навыками

Имитационные методы обучения

1. Игровые – это специально созданные ситуации моделирующие реальность, из которых ученику предлагается найти выход.

2. Неигровые – это обычные учебные ситуации.

Методы обучения, связанные с моделированием деятельности

1. Деловая игра – это метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда учащиеся берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Об особенностях экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
Особое внимание к исследованию проблем экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода детства; актуальностью ...

Методика воспитания культуры поведения старшего дошкольного возраста
На основе полученных результатов, на формирующем этапе была систематизирована работа по развитию культуры поведения детей. Для реализации плана экспериментальной работы с детьми по формированию у них культуры поведения были использованы следующие методы: этические беседы; решение проблемных ситуаци ...

Философско-антропологические основания «проектов» воспитательной работы
Философско-антропологическое понятие ценностного самообраза Педагогическая деятельность осуществляется в рамках определенных представлений и ее возможных результатах и эффектах. При этом сам «продукт» педагогической деятельности может осознаваться с различной степенью оформленности и детализации. П ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru