Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Взаимодействие школьников с окружающей средой: субъект-объектный воспитательный анализ

Страница 4

Создавая культуру как вторую среду обитания, человек тем самым выражает свой много­гранный творческий потенциал. Многообразие проявлений культуры соответствует многообразию человеческой деятельности. Культура яв­ляется «сквозной» общественной системой, пронизывающей всё об­щество, все его сферы и структуры. Культура органически объединяет в человеке его природные и социальные качества и одновременно вы­ступает сферой их реализации. Культура — сложное понятие, относя­щееся как к материальным (пища, одежда), социальным (организация и структура общества) явлениям, так и к индивидуальному поведе­нию, к репродукции, к организованной деятельности (религия и на­ука). Различные культуры могут означать разные нации, разные обра­зовательные и возрастные уровни, принадлежность к разным конфес­сиям и т. д.

Существуют многочисленные определения термина культура и все они валидны для определенных целей. По подсчетам социологов в различных сферах научной деятельности сформулировано более 250 определений культуры. Самое короткое и вместе с тем самое широ­кое определение предложил американский культуролог и антрополог М. Герсковиц, утверждавший, что «культура - это часть человечес­кого окружения, созданная самими людьми» (Hersokovits M., 1966). При таком понимании культуры подчеркивается ее многоаспектность, абсолютная невозможность перечислить все ее составляющие.

Культуру нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. То, что мы действительно можем наблюдать - это различия в человечес­ком поведении, выражающиеся в деятельности, традициях. Н. М. Лебеде­ва (1999) отмечает, что мы видим проявления культуры, но никогда - ее саму. Мы можем понимать, что под различным поведением лежат куль­турные отличия, и таким образом изучать культуру. В этом значении куль­тура - отвлеченное понятие, теоретическая сущность, которая помогает нам осознать, почему мы делаем то, что делаем, и разъяснить различия в поведении представителей разных культур.

Как отмечает Н. М. Борытко, человека во взаимодействии с культу­рой можно рассматривать в трех важнейших отношениях:

- человек усваивает культуру, является объектом культурного воз­действия, принимая типические черты, характерные для своей общности;

- человек функционирует в культурной среде как носитель и выра­зитель культурных ценностей, отстаивает ценности культуры, целостность культуры, в которой протекает его бытие;

- человек создает культуру, развивает и углубляет культурные тра­диции и ценности, будучи сам субъектом культурного творчества.

В свою очередь, С. В. Щербина (1996) раскрывает возможные ва­рианты отношения со средой, определяемые культурной парадигмой:

- стремление использовать возможности среды,

- стремление добиться гармонии со средой;

- стремление защититься от влияния среды.

Таким образом, человек может выступать и созидателем культуры (культурной среды), и ее представителем, и ее носителем. Культура не­сет печать творца, эпохи, национальных особенностей, государственно­го уклада и т. д.

Рассматривая культурную специфику сре­ды, необходимо ввести понятие «поликультурпая среда». Само понятие, по сути, не разработано в науке, хотя в практических исследованиях поликультурная среда явным и неявным образом учитывается как фактор социального окружения человека. Зачастую понятие поликультурной среды используют для целостного описания особенностей сообщества.

Проблеме обучения и воспитания в поликультурной среде также придается огром­ное значение. Проведено уже несколько международных конгрессов, посвященных этой тематике. Возникла Международная ассоциация пре­подавателей, занимающихся этой проблемой. ЮНЕСКО поддерживает ряд программ, которые посвящены исследованию путей преодоления межкультурных барьеров.

Вопросы организации образования на принципах поликультурности рассматриваются в ряде работ Е. В. Бондаревской (1997), Г. Н. Волкова (1970,1999), В. В. Макаева, 3. А. Мальковой и Л. Л. Супруновой (1999) и мн.др.

Основу поликультурной среды составляет этноконфессиональное ядро. Но, как отмечал В.Б. Новичков, поликультурность среды включает в себя не только полиэтничность и многоконфессиональность, но и « .сопря­женность образцов деятельности в различных сферах социума».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Это интересно:

Особенности нетрадиционных уроков
Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканч ...

Дидактическая игра как важное средство умственной активности дошкольников
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая начинает формироваться уже в раннем возрасте на основе предметной деятельности. А вместе с ней формируется общение, появляются зачатки труда. Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях ...

Анализ состояния проблемы формирования полоролевого поведения у дошкольников в психолого-педагогической литературе
Прежде чем перейти к изучению проблемы исследования следует определить тот категориальный аппарат, который поможет наиболее глубоко проникнуть в научные основы полового воспитания детей дошкольного возраста. Главным определением является дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализа ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru