Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Взаимодействие школьников с окружающей средой: субъект-объектный воспитательный анализ

Страница 1

На формирование личнос­ти влияют социальные, экономические, культурно-исторические, поли­тические и прочие обстоятельства, т.е. среда в широком смысле этого слова. Реальная действительность, в условиях которой происходит раз­витие человека, называется средой.

В Толковом словаре русского языка даются следующие определения среды: 1) окружение, совокупность природных условий, в ко­торых протекает деятельность человеческого общества, организмов 2) окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий». Таким образом, окружающая среда - это система всех социальных и природных условий существования и жизнедеятельности человечества.

Природная среда оказывает в основном опосредованное влияние наличность через социальные факторы, многие из которых определя­ются именно природными условиями (характер и организация труда; исторически сложившиеся национальные традиции и обычай, распоря­док дня и т. д.). Природная среда есть система естественных условий, которые существуют и развиваются независимо от человека. Иными словами, природными считаются такие компоненты среды, которые способны к саморазвитие, саморегуляции без вмеша­тельства людей и которые прямо или опосредованно влияют на человека даже в тех случаях, когда не регистрируются ни его органами чувств, ни приборами: физические, химические, механические, биологические, энергетические, климатические и др.

Изменяя естественную, природную среду, приспосабливая ее к своим нуждам и потребностям, человек создает культурную среду. Но именно объективные условия природной среды и географического положения, охватывающие ландшафт, климат, флору, фауну, а также другие ресур­сы - земельные угодья, полезные ископаемые и т. п., занимают особое место среди причин многообразия культур. Природная среда позволяла (и позволяет) людям жить и выживать. Именно благодаря природным ресурсам люди удовлетворяли свою потребность в пище, т. е. их усилия вознаграждались. Действия, которые вознаграждались, становились обычаем и составляли основу отличной от других групп системы цен­ностей, норм и правил поведения. Как отмечает известный этнопсихолог Т. Г. Стефаненко (1999), создание такой системы еще больше уси­ливало возможность выживания группы, в результате ее члены ощуща­ли удовлетворенность от принадлежности к ней, а элементы культуры принимались всеми, кто мог общаться между собой - жил в одном месте, в одно время и говорил на одном языке. Система закреплялась в сознании, фиксировалась в продуктах деятельности, произведениях искусства, передавалась новым поколениям и регулировала поведение каждого члена общества.

На ранних этапах развития человечества поведение индивидов жест­ко регулировалось с помощью обычаев и обрядов, в результате чего до­стигалась высокая степень их интеграции в культуру. В наше время куль­туры дают человеку больше свободы в выборе ценностей и правил пове­дения. Наиболее значимыми для формирования подрастающих поколе­ний являются социальные условия (социальная среда), т. е. система всех общественных условий жизнедеятельности человека. Современный фи­лософский словарь определяет социальную среду как совокупность ус­ловий, влияющих на формирование и функционирование человека в об­ществе, предметную и человеческую обстановку развития личности, ее способностей, потребностей, инстинктов, сознания.

Наиболее полное определение «социальной среды» дано в Философс­ком энциклопедическом словаре. Среда социальная - окружающие чело­века общественные, материальные и духовные условия его существова­ния, формирования и деятельности. Социальная среда - в широком смыс­ле (макросреда) - охватывает общественно-экономическую систему в це­лом - производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. Соци­альная среда - в узком смысле (микросреда), будучи элементом социаль­ной среды в целом, - включает непосредственное социальное окружение человека- семью, трудовой, учебный и др. коллективы и группы; оказыва­ет решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием творческой активности, деятельности человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются и сами люди .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Вопросы и их роль в активизации деятельности учащихся
Преподаватели широко используют вопросы, направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний учащихся. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и часто примёняются на зачетах, экзаменах. Однако роль вопросов в учебном процессе этим не исчерпывается. Путем задавани ...

Особенности формирования математических знаний, умений, навыков у младших школьников с трудностями в обучении
Одним из важнейших условий эффективности учебно-воспитательного процесса является предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учёбе. Среди учащихся общеобразовательной школы есть значительное число детей, имеющих недостаточную математическую подготовку. Уже к ...

Кислотные дожди, их причина и вредное влияние
Одна из важнейших экологических проблем, с которой связывают окисление природной среды, - кислотные дожди. Образуются они при промышленных выбросах в атмосферу диоксида серы и оксидов азота, которые, соединяясь с атмосферной влагой, образуют серную и азотную кислоты В результате дождь и снег оказыв ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru