Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Видоизменение характера взаимоотношений между группами, занимающими разное положение в обществе, обусловливает и преобразование социальной среды. Можно отметить, что процесс взаимодействия среды и личности носит двусторонний характер: с одной стороны, среда через свои структурные элементы воздействует на формирование личности; с другой стороны - личность, вступая в социальные отношения с другими личностями, предметами и явлениями, создает эту среду, придавая ей определенное социальное качество.
Согласно С. С. Аверинцеву, в различных компонентах социальной среды можно выделить личностную, материальную, духовную и организационную составляющие, под которыми понимают относительно самостоятельные открытые системы, имеющие в своем составе несколько подсистем, содержащих как различные, так и качественно однородные элементы. Так, например, в образовательном учреждении можно условно выделить личностную составляющую (люди с их способностями, потребностями, личностными качествами и т. д.), материальную (здания, учебный инвентарь и т. д.), духовную (стратегия развития учреждения, нормы поведения, принятые в нем, методы обучения и воспитания, общий микроклимат и т. д.) и организационную (иерархия отношений на всех уровнях от директора до ученика, формы организации отношений между субъектами педагогического процесса и др.).
Потребность в управлении целостным, непрестанным процессом формирования и развития личности указывает на необходимость рассмотрения среды как единства всех сфер ее жизнедеятельности. Современная наука дифференцирует понятие среды в зависимости от подходов к ее изучению. Все типы среды, выделяемые Л. Н. Давыдовой, В. А. Пятиным, А. М. Трещсвым, И. Л. Яцуковой (1998), для решения конкретных задач можно объединить в следующие группы.
Первая группа. Социально-производственный (или социально-бытовой) подход: производственная, общественно-политическая, среда организованного общения, семейная, бытовая, досуговая, воинская, спортивная, религиозная и др. среды (И. В. Василенко, М. В. Лапшин, В. П. Рожин, Э. И. Струнина, Ю. С. Сычев и др.).
Вторая группа. Возрастной подход: детская, подростковая, юношеская и др. среды (Иорданский Н. Н., 1994; и др.).
Третья группа. Количественный подход, согласно которому широкая среда делится на макро-, мезо- и микросреды в зависимости от количества субъектов, одновременно охватываемых влиянием (Н. В. Голубе -ва, В. Н. Гуров, А. В. Мудрик и др.). Например, А. В. Мудрик (2002) к макрофакторам относит космос, планету, мир в целом, страну, общество, государство; к мезофакторам - этнос и тип поселения (город, село и т. п.); к микрофакторам - институты воспитания, общество сверстников, религию, средства массовой коммуникации, семью и т. д.
Четвертая группа. По управляемости выделяют стихийную, включающую никем не контролируемые и не регулируемые воздействия среды, полууправляемую и управляемую или организованную среду, т.е. совокупность целенаправленных воспитательных воздействий школы, внешкольных учреждений и семьи.
Пятая группа. Территориальный подход, когда выделяется условная территориальная единица, чаще всего называемая микрорайоном (но не обязательно равнозначная административной, физической территории).
Шестая группа. Личностный подход, согласно которому выделяют среду вообще (как условие существования и развития всего человечества) и среду развития и формирования конкретной личности (это среда личности, среда субъекта, личностная среда, микросреда) (Г. С. Антипина, В. Г. Бочарова, Л. П. Буева, Н. В. Голубева, Г. И. Дра-чева, К. М. Никонов и др.).
Такое разнообразие подходов всецело оправдано, т. к. невозможно раз и навсегда ввести жесткое структурирование среды, потому что для решения разных задач и избрания оптимального пути достижения целей требуется свое, отвечающее всем нюансам конкретной ситуации, разграничение среды. Указанные аспекты типологии среды открывают новые возможности в разработке технологий по изучению социально-педагогических механизмов взаимодействия среды и личности.
Эффективность организации процесса формирования подрастающего поколения в определенной степени зависит от того, насколько в нем учтены внешние факторы, их взаимосвязи и направления развития, т. е. каким педагогическим потенциалом обладает окружающая среда. Педагогическим потенциалом среды, по мнению Л. Н. Давыдовой, В. А. Пятина, А. М. Трещева, И. Л. Яцуковой и др. (1998), называется единство количественных и качественных педагогических возможностей окружающей среды, которые актуализируются как в результате саморазвития, так и при создании благоприятных условий.
Это интересно:
Школьное образование
Обязательное школьное образование было введено в Швеции в 1842 году. Но в ее настоящем виде школа существует с 1962 года. Посещение школы обязательно для всех детей, проживающих в Швеции, в возрасте от 7 до 16 лет. С 1991 года с разрешения муниципальных властей стали открываться и классы для шестил ...
Организация университетов
Руководство Первоначально университет подчинялся специальному представителю духовенства, обычно эта должность называлась канцлер университета. Позднее, уже с 12 в. канцлер или становится выборным главой университета из среды его докторов, как в Оксфорде или же теряет реальную власть, как в Париже. ...
Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности
дошкольников с нарушениями речи
В моём исследовании приняли участие 10 воспитанников МДОУ № 76. г. Энгельса, улица Тельмана 156. Гендерный состав группы - 4 девочки и 6 мальчиков. В экспериментальную группу вошли дети с общим недоразвитием речи (ОНР то есть системным речевым нарушением). Состав группы по диагнозу: ОНР 3 уровня - ...