Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Исследование педагогического потенциала среды проводится на трех уровнях, которые определяются объектом изучения:
- макроуровне, позволяющем раскрыть наиболее общие сущност-ные педагогические характеристики среды в целом (страны, региона), как положительно, так и отрицательно влияющие на формирование личности и тенденции их развития в будущем;
- микроуровне, дающем возможность с большой точностью установить настоящие и перспективные педагогические возможности конкретной микросреды (небольшого города, поселка, микрорайона, улицы, вплоть до среды школьного класса или одной семьи) и определить оптимальные пути ее педагогизации;
- личностно ориентированном уровне, на котором выявляются значимые для конкретной личности факторы, влияющие как позитивно, так и негативно, и, соответственно, возможности усиления или ослабления их воздействия.
Необходимо отметить, что исследование на макроуровне является социологическим, а на микро - и личностно ориентированном уровнях -педагогическим. Процессы, исследующиеся социологией, носят статистический характер, т.е. имеют отношение к большой совокупности явлений. Педагогическое же исследование зачастую носит единичный характер, т. к. всякая конкретная микросреда наравне с некоторыми общими характеристиками (для данной модели пространства) имеет самобытные составляющие и взаимосвязи, свойственные исключительно ей, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на все её взаимодейсгвия с личностью и, следовательно, на специфику педагогической работы в данной микросреде. Можно выделить и другие особенности педагогического и социологического исследования окружающей среды (см. табл.).
Таблица 2
Особенности педагогического и социологического исследования среды
Основания для сравнения |
Педагогическое исследование |
Социологическое исследование |
Цель |
Определение педагогических возможностей микросреды или ее отдельных компонентов и тенденций их развития для оптимизации процесса формирования личности |
Выявление прогрессивных факторов, на которые можно опереться в деле воспитания подрастающего поколения, а также вредные влияния, которые необходимо предотвратить |
Специфика |
Исследование среды и ее компонентов изнутри с учетом внешнего «фона» |
Исследование среды и ее компонентов как бы «извне», без выявления внешних и внутренних связей |
Функции |
-познавательная -консолидирующая -контрольно-коррекционная - прогностическая |
- теоретическая идеологическая критическая инструментальная |
Субъекты исследования |
Участники социально-педагогического процесса (педагоги, родители, сверстники и т. д.) |
Социологи |
Уровни исследования |
Микроуровень и личностно ориентированный уровень |
Макроуровень и некоторые направления влияния среды на личность |
Результаты |
Получение сведений является основой социально-педагогической деятельности. Без них невозможно обеспечение эффективной обратной связи, повышение качества личностно ориентированного подхода. |
Новые теории, информация, позволяющая определить тенденцию руководства социально-педагогической деятельностью на макроуровне и направление социальной политики в области образования |
Как уже говорилось, выделяется множество сред, в которых происходит становление индивида. С одной стороны, существует среда природы как физическая реальность, как данность, независимая от индивида. С другой стороны, индивид создает свою среду, «вторую» природу, т. е. культуру. Индивид рассматривается нами не как изолированный субъект, а как представитель определенной социальной группы - нации, этнической общности, субкультуры, профессии, поколения и др. Каждый человек принадлежит к конкретному сообществу людей, следовательно, является носителем культуры, присущей данному сообществу. В то же время следует отметить, что человек неизменно «погружается» во многие социальные сообщества, которые постоянно взаимодействуют, интегрируются. Следовательно, каждый может сочетать в себе принадлежность к нескольким культурам.
Это интересно:
Сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей
5-6 лет
Сказка – универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной ст ...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение семи лет применяю информационно-коммуникационные технологии, работая над методической темой "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы: мониторинги оценки качес ...
Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет – называют вершиной детства. Начинается он кризисом 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирова ...