Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Взаимодействие школьников с окружающей средой: субъект-объектный воспитательный анализ

Страница 3

Исследование педагогического потенциала среды проводится на трех уровнях, которые определяются объектом изучения:

- макроуровне, позволяющем раскрыть наиболее общие сущност-ные педагогические характеристики среды в целом (страны, региона), как положительно, так и отрицательно влияющие на формирование лич­ности и тенденции их развития в будущем;

- микроуровне, дающем возможность с большой точностью уста­новить настоящие и перспективные педагогические возможности конк­ретной микросреды (небольшого города, поселка, микрорайона, ули­цы, вплоть до среды школьного класса или одной семьи) и определить оптимальные пути ее педагогизации;

- личностно ориентированном уровне, на котором выявляются зна­чимые для конкретной личности факторы, влияющие как позитивно, так и негативно, и, соответственно, возможности усиления или ослабления их воздействия.

Необходимо отметить, что исследование на макроуровне является социологическим, а на микро - и личностно ориентированном уровнях -педагогическим. Процессы, исследующиеся социологией, носят стати­стический характер, т.е. имеют отношение к большой совокупности явлений. Педагогическое же исследование зачастую носит единичный характер, т. к. всякая конкретная микросреда наравне с некоторыми общими характеристиками (для данной модели пространства) имеет самобытные составляющие и взаимосвязи, свойственные исключительно ей, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на все её взаимодейсгвия с личностью и, следовательно, на специфику педагогической ра­боты в данной микросреде. Можно выделить и другие особенности пе­дагогического и социологического исследования окружающей среды (см. табл.).

Таблица 2

Особенности педагогического и социологического исследования среды

Основания для сравнения

Педагогическое исследование

Социологическое исследование

Цель

Определение педагогиче­ских возможностей микро­среды или ее отдельных компонентов и тенденций их развития для оптимиза­ции процесса формирования личности

Выявление прогрессивных факторов, на которые мож­но опереться в деле воспи­тания подрастающего поко­ления, а также вредные влияния, которые необхо­димо предотвратить

Специфика

Исследование среды и ее компонентов изнутри с учетом внешнего «фона»

Исследование среды и ее компонентов как бы «из­вне», без выявления внеш­них и внутренних связей

Функции

-познавательная

-консолидирующая

-контрольно-коррекционная

- прогностическая

- теоретическая

идеологическая

критическая

инструментальная

Субъекты исследования

Участники социально-педагогического процесса (педагоги, родители, сверст­ники и т. д.)

Социологи

Уровни исследования

Микроуровень и личностно ориентированный уровень

Макроуровень и некоторые направления влияния среды на личность

Результаты

Получение сведений являет­ся основой социально-педагогической деятельно­сти. Без них невозможно обеспечение эффективной обратной связи, повышение качества личностно ориен­тированного подхода.

Новые теории, информация, позволяющая определить тенденцию руководства со­циально-педагогической деятельностью на макро­уровне и направление соци­альной политики в области образования

Как уже говорилось, выделяется множество сред, в которых про­исходит становление индивида. С одной стороны, существует среда при­роды как физическая реальность, как данность, независимая от индиви­да. С другой стороны, индивид создает свою среду, «вторую» природу, т. е. культуру. Индивид рассматривается нами не как изолированный субъект, а как представитель определенной социальной группы - нации, этнической общности, субкультуры, профессии, поколения и др. Каж­дый человек принадлежит к конкретному сообществу людей, следова­тельно, является носителем культуры, присущей данному сообществу. В то же время следует отметить, что человек неизменно «погружается» во многие социальные сообщества, которые постоянно взаимодействуют, интегрируются. Следовательно, каждый может сочетать в себе при­надлежность к нескольким культурам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Лекционно-семинарская система обучения в профессиональном образовании
Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего умение самостоятельн ...

Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
Формирование готовности к школьному обучению у ребенка в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и, прежде всего, ЦНС. Вместе с тем созревание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционировани ...

Применение форм внеклассной работы в средних и старших классах
В средних классах могут быть использованы как одна, так и несколько форм внеклассной работы по математике: математические конкурсы, викторины; математические кружки; математические утренники; математические экскурсии; математические сочинения и математическая печать; командные соревнования; олимпиа ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru