Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Исследование педагогического потенциала среды проводится на трех уровнях, которые определяются объектом изучения:
- макроуровне, позволяющем раскрыть наиболее общие сущност-ные педагогические характеристики среды в целом (страны, региона), как положительно, так и отрицательно влияющие на формирование личности и тенденции их развития в будущем;
- микроуровне, дающем возможность с большой точностью установить настоящие и перспективные педагогические возможности конкретной микросреды (небольшого города, поселка, микрорайона, улицы, вплоть до среды школьного класса или одной семьи) и определить оптимальные пути ее педагогизации;
- личностно ориентированном уровне, на котором выявляются значимые для конкретной личности факторы, влияющие как позитивно, так и негативно, и, соответственно, возможности усиления или ослабления их воздействия.
Необходимо отметить, что исследование на макроуровне является социологическим, а на микро - и личностно ориентированном уровнях -педагогическим. Процессы, исследующиеся социологией, носят статистический характер, т.е. имеют отношение к большой совокупности явлений. Педагогическое же исследование зачастую носит единичный характер, т. к. всякая конкретная микросреда наравне с некоторыми общими характеристиками (для данной модели пространства) имеет самобытные составляющие и взаимосвязи, свойственные исключительно ей, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на все её взаимодейсгвия с личностью и, следовательно, на специфику педагогической работы в данной микросреде. Можно выделить и другие особенности педагогического и социологического исследования окружающей среды (см. табл.).
Таблица 2
Особенности педагогического и социологического исследования среды
|
Основания для сравнения |
Педагогическое исследование |
Социологическое исследование |
|
Цель |
Определение педагогических возможностей микросреды или ее отдельных компонентов и тенденций их развития для оптимизации процесса формирования личности |
Выявление прогрессивных факторов, на которые можно опереться в деле воспитания подрастающего поколения, а также вредные влияния, которые необходимо предотвратить |
|
Специфика |
Исследование среды и ее компонентов изнутри с учетом внешнего «фона» |
Исследование среды и ее компонентов как бы «извне», без выявления внешних и внутренних связей |
|
Функции |
-познавательная -консолидирующая -контрольно-коррекционная - прогностическая |
- теоретическая идеологическая критическая инструментальная |
|
Субъекты исследования |
Участники социально-педагогического процесса (педагоги, родители, сверстники и т. д.) |
Социологи |
|
Уровни исследования |
Микроуровень и личностно ориентированный уровень |
Макроуровень и некоторые направления влияния среды на личность |
|
Результаты |
Получение сведений является основой социально-педагогической деятельности. Без них невозможно обеспечение эффективной обратной связи, повышение качества личностно ориентированного подхода. |
Новые теории, информация, позволяющая определить тенденцию руководства социально-педагогической деятельностью на макроуровне и направление социальной политики в области образования |
Как уже говорилось, выделяется множество сред, в которых происходит становление индивида. С одной стороны, существует среда природы как физическая реальность, как данность, независимая от индивида. С другой стороны, индивид создает свою среду, «вторую» природу, т. е. культуру. Индивид рассматривается нами не как изолированный субъект, а как представитель определенной социальной группы - нации, этнической общности, субкультуры, профессии, поколения и др. Каждый человек принадлежит к конкретному сообществу людей, следовательно, является носителем культуры, присущей данному сообществу. В то же время следует отметить, что человек неизменно «погружается» во многие социальные сообщества, которые постоянно взаимодействуют, интегрируются. Следовательно, каждый может сочетать в себе принадлежность к нескольким культурам.
Это интересно:
Значение каждого элемента для профессиональной деятельности
Каждый элемент структуры сознательной дисциплины имеет определенное значение в профессиональной деятельности. Например, дисциплинированность обеспечивает внутреннюю упорядоченность мыслей и эмоций, понимание того, как ранжируются цели и задачи; что первостепенно, что вторично. Дисциплинированность ...
Некоторые методические аспекты экологизации школьного
образования
В условиях перехода общества к устойчивому развитию все более осознается "экологическая недостаточность" среднего образования. Учебные материалы не адекватны приоритетным целям обучения. Отсутствуют условия для разнообразной самостоятельной деятельности школьников; учение ориентировано пр ...
Анализ русской народной сказки " Колобок"
Русская народная сказка "Колобок"- сказка о животных. Сказка о том, как баба по просьбе деда испекла колобок и "положила на окошко студится". А колобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился он встречал различных зверей ( медведя, зайца, волка). Все звери хотел ...