Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Взаимодействие школьников с окружающей средой: субъект-объектный воспитательный анализ

Страница 8

В результате человек в нынешней ситуации находится на рубеже куль­тур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понима­ния, уважения к культурной идентичности других людей. В итоге социа­лизация подрастающего поколения чревата такими сложностями, как об­ретение социальной (этнической) идентичности и сохранение свободы выбора, а тем самым - и возможности индивидуальной аккультурации.

В свою очередь, среда обладает педагогическим потенциалом. Струк­турными частями педагогического потенциала окружающей среды явля­ются личностные, материальные, духовные и структурные возможности.

Личностные возможности педагогического потенциала среды - это возможности людей, которые специально или неосознанно занима­ются педагогической деятельностью, и людей, которые могут быть до­полнительно привлечены для этих целей.

Материальные возможности — это вещественные компоненты сре­ды, которые уже есть, и те, которые необходимы и в сложившихся усло­виях могут быть дополнительно задействованы в процессе воспитания подрастающих поколений. Условно их можно разделить на две группы:

- вещественные компоненты среды, специально созданные и пред­назначенные для каких-либо педагогических целей (школы, внешколь­ные воспитательные учреждения, их оборудование и т. д.), и компонен­ты, несущие другое назначение, в ряде случаев выполняющие педаго­гические функции (кинотеатры, жилые здания, устройство дворов, даже мебель, одежда, бытовая техника, украшения и т. п.), потому что они также содержат в себе воспитательные, не всегда осознаваемые чело­веком возможности и вызывают определенные настроения, отношения у людей, которые ими пользуются;

- природные компоненты, которые включают возможности воспи­тательного влияния естественной природы, существующей, развиваю­щейся и воспроизводящейся без вмешательства человека, и возмож­ности «второй» природы, существование и формирование которой про­исходит при прямом участии человека.

Духовные возможности среды составляют неовеществленные эле­менты социальной среды: идеологическая, культурная, нравственная, пси­хологическая атмосфера, складывающаяся на основе взаимодействия самых различных факторов (общественное сознание на макро- и мик­роуровне, нормы и правила, которыми регулируются поведение людей, знания, национальные традиции, обычаи, праздники, характер направ­ленности и степень доступности литературы, искусства, психологичес­кий климат в микрогруппах и т. д.).

Структурные возможности включают в себя способы и формы организации людей, которые предназначены для того, чтобы, связывая воедино человеческие, материальные и духовные педагогические воз­можности среды, направить их деятельность по реализации различных педагогических задач оптимальным образом (иерархия управления це­ленаправленной педагогической деятельностью на разных уровнях, сте­пень централизации, свобода субъектов педагогической деятельности в реализации своих функций, характер их взаимосвязи и т. д.).

В основании образовательной стратегии должно быть познание спе­цифики окружающей среды и предвидение различных вариантов ее раз­вития с целью учета и оптимизации использования различных компо­нентов в процессе формирования подрастающего поколения. Важно, чтобы влияние окружающей среды не шло вразрез с внедряемыми пе­дагогами ценностями, идеалами, принципами. Следовательно, требова­ния к процессу обучения и воспитания в поликультурной среде, т. е. в среде, где дети имеют разные родные языки, относятся к разным по уровню состоятельности и образованности слоям населения и обладают другими существенными различиями, несколько отличаются от обще­установленных требований. Организация образования на принципах поликультурности должна исходить из постулата: «Класс - один, а куль­тур и субкультур в нем много, и все равно интересны, и все необходимы в образовании».

Перед педагогической общественностью стоит задача - помочь под­растающему поколению осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их соб­ственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа (группы) и являются для него закономерным результатом его опыта, культуры и исторического развития. Как писал М. М. Бахтин (1986), только через диалог с другой культурой можно достигнуть оп­ределенного уровня самопознания, т. к. при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую. Культура создает почву для развития и укоренения многообразия, вариативности и качественного своеоб­разия всех своих элементов, а образование дает молодому поколению понимание этих процессов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Это интересно:

Понятие педагогической компетентности. Основные характеристики в различных трудах ученых
Термин «компетентность» обычно употребляется применительно к лицам определенного соционально-профессионального статуса и характеризует меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Компетентность и компетенция являются взаимодоп ...

Понятие учебной программы как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы
У ч е б н а я п р о г р а м м а - это документ. в котором в соответствии с требованиями к личности будущего специалиста определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. Приведенное определение понятия “ учебная программа “ соответствует сложившему ...

Особенности содержания предмета "Русский язык" в начальной школе
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживающим людей в их общении между собой, и, наконец, в-третьих, средством выражения чувств ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru