Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
50%, то есть половина испытуемых группы, справились с заданием по методике "Индивидуальная ролевая игра) несколько более успешно - на 2 балла (см. диаграмму 2). Эти дошкольники смогли не только принять задание, но и совершали действие с игрушками. Проявляли и довольно долгое время удерживали интерес к игрушкам в воде (бросали в воду, затем вылавливали их сачком, выражая удовольствие от игры на уровне мимики), то есть, в сущности, такие дошкольники не проявляли в данном случае способности к развёртыванию сюжета, то есть мы не наблюдаем здесь более или менее полноценной ролевой игры, являющейся, как известно, нормой развития в этом возрасте.
При этом необходимо отметить, что 2 участника (точнее участницы) исследования (20%) из числа детей, справившихся с этим заданием лишь на 2 балла, в условиях совместной игры со взрослым оказались способными к включению в сюжетную игру (пусть даже на самом простом элементарном уровне), к выполнению не просто манипулятивных, а предметно - игровых действий с игрушками (3 балла см. результаты по методике "Игра со взрослым" в таблице 2 в приложении). Видимо, самостоятельно эти дети смогли организовать лишь более простую, доступную им манипулятивную деятельность, обладая при этом некоторыми потенциальными способностями к более совершенной игре (речь идёт о различии между зонами актуального и ближайшего развития).
То же можно сказать и о большинстве дошкольников с речевыми нарушениями, которые в условиях совместной игры со взрослым (в сущности при помощи взрослого) демонстрировали способность к разворачиванию сюжета, распределению ролей, комментированию действий. (см. таблицу 2).
В условиях самостоятельной игры они смогли воспроизвести лишь простой сюжет (не предполагающий даже условных перемещений в пространстве - укладывание куклы, "ремонт машинки" и т.п.), о принятых ролях наблюдатель мог догадываться только по содержанию игровых (близких к предметным) действий, а речевая активность теперь ограничивалась в лучшем случае звукоподражаниями "от лица игрушек" ("уа - уа", "дж - ж - ж", "би - би" и т.п.). Подобное поведение в игре демонстрировали 40% испытуемых (то есть 4 человека, 3 из которых оказались способными к игре со взрослым на достаточно высоком уровне - см. например данные Марины П, Вадима Д, в таблице 2 в приложении).
Отметим, что, выполняя задание связанные с индивидуальной ролевой игрой, ни один из обследованных детей с общим недоразвитием речи не смог развернуть полноценную, характерную в норме для возраста 5-6 лет деятельность, не проявлял речевой активности (не комментировал свои действия, не вступал в общение с игрушками - предполагаемыми партнёрами по игре, не обозначал словами роли и т.п.), не удерживал специфическое поведение определённой роли (на это указывает в таблице 1 и диаграмме 2 отсутствие максимально возможного показателя по этой методике - 4 балла).
Итак, обследование испытуемых с помощью методики "Индивидуальная ролевая игра" показало, что ведущий для дошкольного возраста вид деятельности у детей с выраженными речевыми нарушениями несформирован, что выражается прежде всего в отсутствии организационного этапа самостоятельной игры, а подчас и её сюжета и даже элементарного речевого сопровождения, установления отношений с предполагаемыми партнёрами.
В целом проведённое диагностическое исследование показало несовершенство владения дошкольниками с общим недоразвитием речи основным для этого возраста видом деятельности - сюжетно - ролевой игрой. Конечно эти дети (с ОНР) адекватно действуют с игрушками (что указывает на сохранность или относительную сохранность их интеллектуальных возможностей), однако вместо собственно игровых зачастую ограничиваются манипулятивными, предметными действиями, отличаются низким уровнем (а иногда и полным отсутствием) речевой активности в процессе игры.
Всё это я склонна связывать не только с имеющими у таких дошкольников первичными системными нарушениями и связанными с ними трудностями усвоения социального опыта, но и с вторичными отклонениями в познавательной сфере (недостаточность концентрации внимания на игре, слабость воображения) и в развитии личности (низкая инициативность, неуверенность в себе). Причём, как показало обследование, все обозначенные недостатки игровой деятельности гораздо ярче проявлялись в индивидуальной (самостоятельной) игре, чем в совместной игре со взрослым. А это ещё раз подтверждает важность организующей и направляющей помощи взрослого для формирования у детей с выраженными речевыми нарушениями основных элементов игровой деятельности.
Это интересно:
Методы и приёмы формирования навыков чтения у детей с интеллектуальной
недостаточностью
Обучение чтению учащихся младших классов вспомогательной школы является наиболее трудным разделом обучения русскому языку. Порядок изучения звуков и букв, слоговых структур определяется данными фонетики в современном её развитии. Но специфические особенности развития умственно отсталых школьников в ...
Функции ВУЗа как
социально ответственного института
Высшее учебное заведение представляет собой юридическое лицо, реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования, и традиционно является объектом изучения разных наук: экономических, юридических, социологических, педагогических и других. В совреме ...
Организация работы над единой методической темой
Определяется конкретный вопрос в соответствии с проблемой. Он может частично или полностью решить эту проблему. Методическая тема чаще всего определяется для предметного, циклового методического объединения или для каждого учителя, входящего в состав той или иной школьной методической структуры. Ме ...