Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В моём исследовании приняли участие 10 воспитанников МДОУ № 76. г. Энгельса, улица Тельмана 156. Гендерный состав группы - 4 девочки и 6 мальчиков.
В экспериментальную группу вошли дети с общим недоразвитием речи (ОНР то есть системным речевым нарушением). Состав группы по диагнозу:
ОНР 3 уровня - 70% (7 человек)
ОНР 4 уровня - 30% (3 человека).
Изучение медицинской документации показало, что у испытуемых группы серьёзных нарушений физического статуса и выраженных психо-эмоциональных расстройств не выявлено.
Все эти дети являются коренными жителями Саратовской области; воспитываются в благополучных или относительно благополучных в социальном отношении семьях (поэтому влияние таких затрудняющих развитие факторов, как двуязычие или педагогическая запущенность практически можно исключить).
Использованные методики.
Для выявления особенностей игровой деятельности детей 5-6 лет с речевыми нарушениями использовались 2 методики, которые Е.А. Стребелева, в совокупности с другими заданиями, предлагает для диагностики психического развития дошкольников.
Одна из использованных методик предполагает изучение особенностей совместной игровой деятельности с взрослым, другая - самостоятельной (индивидуальной игровой деятельности). Это позволило подойти к изучению игры дошкольников, имеющих нарушения речи, с различных сторон, отследить возможные изменения по мере усложнения задаваемой игровой ситуации.
Далее охарактеризую использованные диагностические методики.
Методика "Игра со взрослым".
Данная методика предназначена для выявления уровня развития совместной игры дошкольника с взрослым, а также для диагностики интереса ребёнка к игрушкам, характера употребления игрушек и характера самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).
Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки.
Проведение обследования.
Взрослый приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагается нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину куклу и просит ребёнка провезти её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагается поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их по сачкам.
Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.
Оценка в баллах.
1 балл - не включается в игру со взрослым;
2 балла - включается в игру со взрослым, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия;
3 балла - включается в игру, выполняет ряд предметно - игровых действий с игрушками;
4 балла - включается в игру, может организовать сюжетную игру.
" Индивидуальная ролевая игра"
Данная методика направлена на выявления уровня развития индивидуальной самостоятельной сюжетно - ролевой игры.
Оборудование: в игровом уголке находятся куклы, посуда, бельё, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.
Процедура проведения обследования: ребёнку предлагается поиграть в игровом уголке, при этом отмечает интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.
Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).
Оценка в баллах.
1балл - ребёнок принимает игру на самом элементарном уровне;
2 балла - ребёнок принимает задание, действует с игрушками, но действия носят манипулятивный характер, проявляет интерес к игрушкам в воде;
3 балла - ребёнок принимает задание, действует с интересом с игрушками,
Это интересно:
Общение со взрослым, как фактор развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста
Со временем внимание дошкольников все более привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный ...
Основные положения теории развивающего обучения
Можно выделить две взаимосвязанных линии в теории РО. Это линия, связанная с ценностью теоретического мышления и теоретического отношения к миру. А вторая связана со схемами ведущей деятельности, зоны ближайшего развития, становления основных новообразований возраста. Относительно первой линии базо ...
Диагностика особенностей развития психики и личности детей старшего
дошкольного возраста
Использованы следующие методики: Методика "10 предметов" Методика "Долговременная память" Методика "Запомни пару" Методика "Пиктограмма" Методика "Нахождение недостающих деталей" Методика "Перцептивное моделирование" Тест "Дорисовыван ...