Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи

Педагогика и воспитание » Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями зрения » Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи

Страница 3

Однако и такие дошкольники с нарушениями речи (справившиеся с заданием на 3 балла) не проявляли инициативы в распределении ролей между собой и взрослым, не пытались обсудить с партнёром сюжет, условия игры, не проявляли инициативы, а лишь воспроизводили по подсказке экспериментатора наиболее простые, хорошо знакомые им действия с игрушками (катали машинки, одевали и раздевали куклу и т.п.). Очевидно, здесь имели место проявления недостатков игровой деятельности, на которые указывали многие исследователи.

Тем не менее, 30% испытуемых группы смогли справиться с заданием по методике "Игра со взрослым" на 4 балла (см. диаграмму 1), то есть испытуемые не просто включились в предложенную экспериментальную игру, но и стремились к отображению сюжета (хотя и несложного), а также проявляли инициативу по организационным вопросам игровой деятельности.

Такие дети сами предлагали распределить роли в игре ("Вы - мама, а я буду дочка", "я водитель, а вы с дочкой (куклой) садитесь в машину" и т.п.). В единичном случае ребёнок в подобном комментарии отразил даже понимание условности игровой ситуации посредствам общепринятого, "классического" игрового выражения "как будто: "Кабута я в грузовике. А кабута Вы камники ложете…" ("Как будто я в грузовике, а Вы кладёте кирпичики").

Более того, эти дошкольники проявляли речевую активность и в процессе непосредственно игровой деятельности: комментировали некоторые действия ("Я пошла в магазин"), обращались с просьбой к партнёру по игре, учитывая его роль ("давайте на проезд" и т.д.). Однако коммуникативная активность даже в этих случаях была невысокой, а сюжет игры строился преимущественно на последовательном воспроизведении хорошо знакомых, часто наблюдаемых действий.

Отметим также, что к разворачиванию игры со взрослым на достаточно высоком (на уровне экспериментальной группы) уровне оказались способными лишь дошкольники с ОНР 4 уровня, то есть с менее выраженными речевыми нарушениями (средние данные о диагнозе и о результатах по методике смотри в таблице 2 в приложении).

Итак, исследование с помощью методики "Игра со взрослым" (по Е.А. Стребелёвой) показало, что дошкольники 5-6 лет с нарушениями речи в целом способны включаться в игровую деятельность со взрослым, однако в большинстве случаев демонстрировали: безынициативность, отсутствие коммуникативной активности, ограничивались предметной деятельностью "рядом" со взрослым. Лишь в некоторых случаях испытуемые оказывались способными к проявлению инициативы, к разворачиванию несложного (бытового или близкого к бытовому) сюжета. Это говорит, с одной стороны, о несовершенстве игровой деятельности таких детей, с другой - о наличии потенциальных возможностей для её развития.

Анализ результатов по методике "Индивидуальная ролевая игра". (по Е.А. Стребелевой).

Данная методика в рамках диагностического эксперимента использовалась для выявления уровня сформированности у детей 5-6 лет с ОНР индивидуальной (самостоятельной) сюжетно - ролевой игры.

Анализ полученных результатов показал, что с заданием по этой методике испытуемые справились на 2,3 балла (см. таблицу 1). Сопоставление этого показателя с данными по предыдущей методике (см. выше) показывает, что самостоятельная организация сюжетно - ролевой игры вызвала у дошкольников с нарушениями речи большие трудности, чем, игра, где роль организатора выполнял взрослый. Видимо, дело в том, что такие дети, в силу первичных нарушений и вторичных недостатков эмоционально - волевой сферы затрудняются не только в разворачивании сюжета игры, отображении тех или иных действий (особенно вербальных), но и в самостоятельной организации игры (постановке цели, выборе темы, распределение ролей между собой и условно предполагаемыми участниками - игрушками и т.д.).

Эту общую тенденцию подтверждает и анализ индивидуальных результатов.

Так, с заданием по методике "Индивидуальная ролевая игра" 10% участников исследования (то есть 1 ребёнок) справился лишь на самом элементарном уровне (1 балл - см. таблицу 2, диаграмму 2), то есть ограничился лишь на поверхностным интересом к игрушкам, совершал с ними некоторые последовательные манипуляции (девочка начала одевать куклу, затем переключила внимание на мелкие игрушки, бросила одну из них в таз с водой и закончила игру). Отметим, что в условиях совместной деятельности со взрослым Оля Ф., ограничивалась предметными действиями, но доводила их до конца (видимо с помощью взрослого девочке удавалось удерживать внимание более долгое время).

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Особенности развития самостоятельности экономистов в реальной практике обучения
Для определения сущностных характеристик исследуемой проблемы категория самостоятельности была рассмотрена с нескольких позиций: как качество личности и объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе с позиций его отношения к самому себе (Аристотель, Сократ, В.-Ф. Гегель, И. Кан ...

Педагогические технологии
Педагогическая технология (от греч.: techne - искусство, мастерство, умение; logos - слово, учение) - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогически ...

Цели, задачи и методика опытно-экспериментальной работы, содержание и результаты начального этапа
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты использования активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении, уточнено значение ключевых понятий: познавательная активность, методы и средства ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru