Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Лекционно-семинарская система обучения географии в школе

Педагогика и воспитание » Лекционно-семинарская система обучения » Лекционно-семинарская система обучения географии в школе

Страница 1

Лекционно-семинарскую систему обучения географии лучше практиковать в 9-10-х классах, а отдельные ее элементы в 6-8-х классах.

Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников нужно готовить с 6-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.

Слушать лекцию — это значит, понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала. Учебные темы нужно давать крупными блоками.

В условиях лекционно-семинарской системы обучения учащихся 10-11 классов изучение географии, отдельной темы или раздела, строится по следующей схеме, в следующей последовательности:

-урок-лекция

-урок-практикум

-урок-семинар

-урок-консультация

-урок-зачет.

В зависимости от количества часов данной темы, от ее своеобразия, меняется количество тех или иных форм уроков, их последовательность. Но общая схема от лекции к зачету выдерживается обязательно.

Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На всех последующих тема опять рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз приходят к нему по-новому и глубже.

Это позволяет :

1 Воспринять единую картину изучаемых явлений.

2 Как следует понять, усвоить и закрепить.

3. Осознать связи между явлениями при анализе материала с разных точек зрения.

Вариант такой системы преподавания:

1 этап: На первом занятии по теме учитель объясняет ее содержание в целом. Урок проводится в форме лекции. Особое внимание уделяется разъяснению основного, главного.

Так, в 10-ом классе можно провести уроки-лекции по темам “Взаимодействие общества и природы”, “Численность населения Земли”, “География промышленности”, “Общая характеристика хозяйства Латинской Америки” и другие.

2 этап: Вслед за лекциями проводятся семинарские занятия, число которых зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, справочником изучают материал, выполняют упражнения.

На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом учащимися решаютя задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. По уровню познавательной активности школьников выделяют традиционные и проблемные семинары.

На традиционном семинаре высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у тех детей, которые выступают с сообщениями и у обсуждающих их, поэтому предпочтение следует отдавать проблемным семинарам.

Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Так, например, в 10-ом классе, рассматривая тему “Городское и сельское население”, на обсуждение можно вынести следующие вопросы дискуссионного плана:

Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в “планету-город”?

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Аналитическая функция методической службы
Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое сост ...

Принципы организации уроков информатики
Сформулируем несколько основных принципов организации урока информатики для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока. 1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начал ...

Причины возникновения педагогических конфликтов
Вечные проблемы педагогического процесса – чему учить и как учить являются глобальными проблемами для всей мировой системы образования. Особенно они обострились в преддверии ХХI века. В настоящее время вся мировая система образования переживает кризис. Сущность кризиса заключается в том, что сложив ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru