Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Аналитическое исследование установок и результатов воспитания

Педагогика и воспитание » Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке » Аналитическое исследование установок и результатов воспитания

Страница 3

По отношению к отцу подростки склонны видеть позитивный интерес в отсутствии грубости, но и в некотором руководстве их действиями. Причём каждый отдельно взятый подросток рассматривается разный уровень этого руководства. Но в любом случае для нормального процесса преодоления эгоцентризма необходимо доверительное отношение отца к подростку.

Показатель заинтересованности подростком прослеживается на рис.2.

Враждебность в родителях подростки видят, прежде всего, в раздражительности, которая может явиться следствием осложнений на работе, общей усталости – эгоцентрически настроенные дети не склонны принимать во внимание родительские условности. Чрезмерная подозрительность и непомерная критика в адрес подростка тоже воспринимается им не как заинтересованность, а как враждебность (рис.3).

Автономность матери сын видит в директивности и властности, тогда как дочь – в эмоциональной отстранённости и невнимательности к мелочам. В любом случае мать не видит в ребёнке личности при своей автономности и «независимости». В любом случае эмоциональная привязанность и симпатия не могут быть связаны с отстранённостью и директивностью материнского поведения. Отец же в своей автономности видится погружённым в работу и увлечённым футболом, рыбалкой, охотой, друзьями. Подростки сложно переживают как автономность матери, так и автономность отца. Более того, даже при очень хороших отношениях между родителями, автономность их от подросткового мира воспринимается детьми как незаинтересованность и эмоциональная отстранённость. То есть психологическую независимость родителям необходимо очень осторожно проявлять в отношении их детей подростков. Рисунок 4 не отображает детские переживания, но констатирует определённо высокую степень родительской автономности.

Непоследовательный стиль воспитания прослеживается подростками как резкая и неоправданная смена действий родителей по отношению к детям. Резкие перепады настроения, чередующиеся всплески альтруизма и подозрительности, неоправданное проявление силы в чередовании с покорностью и согласием, вызывая недоумение, перерастают в равнодушное наблюдение и вызывают желание в подростках проявлением неадекватного поведения – в этом им (подросткам) видится возможность сменить позицию родителя по отношению к себе и желание выработать в родителях и их отношении стабильность и спокойное адекватное восприятие. Сухие показатели диаграммы на рис.6 выявляют довольно высокий уровень непоследовательности при одновременной директивности родительского поведения (рис.6).

Зачастую термин «воспитание» родители смешивают с понятиями наказания и проявления силы, граничащей с жёсткостью, а порой и с жестокостью. Неумеренные желания в отношении детей, попытки сделать их «выше и лучше» приводят к срывам в детской психике и истерическим формам эгоцентризма или – в другой направленности – разрушением защитной эгоцентрической оболочки. Поскольку подростковый эгоцентризм в среднем своём проявлении (в нашем исследовании выражающемся в трёхбалльном уровне) является нормой развития, его необходимо постоянно наблюдать и поддерживать на этом балансе не только школьному психологу, но и родителям в семье.

Однако к старшим классам мы наблюдаем общее снижение директивности и повышение заинтересованности родителями жизнью подростка (рис.7).

Эгоцентрическая направленность подросткового возраста является проявлением, кроме прочего, процесса автономизации и самоопределения личности. Ею правит потребность подростка в опеке и сочувствии, в самоутверждении и успехе, в защите и особой психосексуальности этого возраста.

Однако в большей степени проявленности эгоцентризм тормозит познавательные возможности и способности подростка, мешает эффективному личностному взаимодействию, вызывая непонимание и другие проблемы межличностных параметров.

Эгоцентрическая направленность в целом ведёт к развитию эгоизма и прагматизма, потребительскому отношению к обществу и близким. И чрезмерное акцентирование успешности, постоянное стимулирование его достижения и амбиций при недостаточном контакте со сверстниками ведёт к его развитию. Тогда как чрезмерное подавление интересов и желаний ребёнка в сочетании с постоянной критикой и негативной реакцией ведёт к снижению уровня «здорового эгоцентризма», если будет уместным употребить такое сочетание.

Для выработки нормального уровня эгоцентризма в смысле сфокусированности на собственном личном, которое мы назвали «здоровым эгоцентризмом», необходимо достаточное взаимодействие с другими людьми, - как сверстниками, так и других возрастов. Опыт общения со взрослыми неоценим по определению и мере взросления, опыт общения с младшими показывает, пусть пока неосознанно, «вчерашний день», в котором сегодняшние подростки способны узнать себя и отследить динамические изменения в неосознаваемом и ускользающем, однако постоянно присутствующем «Я».

Страницы: 1 2 3 

Это интересно:

Использование информационно-комуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в ДОУ
В настоящее время тема «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ» актуальна и на данный момент недостаточна изучена. С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается в ...

Принципы школьного анализа лирического произведения
Вместе с тем изучение лирических произведений–один из сложнейших вопросов методики. Восприятие лирики дается учащимся труднее, чем усвоение эпоса и драмы, т. к. поэтические образы отличаются неизмеримо большей обобщенностью: каждое отдельное слово в лирике «весомее», чем в прозаическом произведении ...

Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период
Письмо Министерства общего профессионального образования РФ Данное письмо является дополнением к письму Минобразования Рос­сии от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные у ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru