Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Аналитическое исследование установок и результатов воспитания

Педагогика и воспитание » Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке » Аналитическое исследование установок и результатов воспитания

Страница 3

По отношению к отцу подростки склонны видеть позитивный интерес в отсутствии грубости, но и в некотором руководстве их действиями. Причём каждый отдельно взятый подросток рассматривается разный уровень этого руководства. Но в любом случае для нормального процесса преодоления эгоцентризма необходимо доверительное отношение отца к подростку.

Показатель заинтересованности подростком прослеживается на рис.2.

Враждебность в родителях подростки видят, прежде всего, в раздражительности, которая может явиться следствием осложнений на работе, общей усталости – эгоцентрически настроенные дети не склонны принимать во внимание родительские условности. Чрезмерная подозрительность и непомерная критика в адрес подростка тоже воспринимается им не как заинтересованность, а как враждебность (рис.3).

Автономность матери сын видит в директивности и властности, тогда как дочь – в эмоциональной отстранённости и невнимательности к мелочам. В любом случае мать не видит в ребёнке личности при своей автономности и «независимости». В любом случае эмоциональная привязанность и симпатия не могут быть связаны с отстранённостью и директивностью материнского поведения. Отец же в своей автономности видится погружённым в работу и увлечённым футболом, рыбалкой, охотой, друзьями. Подростки сложно переживают как автономность матери, так и автономность отца. Более того, даже при очень хороших отношениях между родителями, автономность их от подросткового мира воспринимается детьми как незаинтересованность и эмоциональная отстранённость. То есть психологическую независимость родителям необходимо очень осторожно проявлять в отношении их детей подростков. Рисунок 4 не отображает детские переживания, но констатирует определённо высокую степень родительской автономности.

Непоследовательный стиль воспитания прослеживается подростками как резкая и неоправданная смена действий родителей по отношению к детям. Резкие перепады настроения, чередующиеся всплески альтруизма и подозрительности, неоправданное проявление силы в чередовании с покорностью и согласием, вызывая недоумение, перерастают в равнодушное наблюдение и вызывают желание в подростках проявлением неадекватного поведения – в этом им (подросткам) видится возможность сменить позицию родителя по отношению к себе и желание выработать в родителях и их отношении стабильность и спокойное адекватное восприятие. Сухие показатели диаграммы на рис.6 выявляют довольно высокий уровень непоследовательности при одновременной директивности родительского поведения (рис.6).

Зачастую термин «воспитание» родители смешивают с понятиями наказания и проявления силы, граничащей с жёсткостью, а порой и с жестокостью. Неумеренные желания в отношении детей, попытки сделать их «выше и лучше» приводят к срывам в детской психике и истерическим формам эгоцентризма или – в другой направленности – разрушением защитной эгоцентрической оболочки. Поскольку подростковый эгоцентризм в среднем своём проявлении (в нашем исследовании выражающемся в трёхбалльном уровне) является нормой развития, его необходимо постоянно наблюдать и поддерживать на этом балансе не только школьному психологу, но и родителям в семье.

Однако к старшим классам мы наблюдаем общее снижение директивности и повышение заинтересованности родителями жизнью подростка (рис.7).

Эгоцентрическая направленность подросткового возраста является проявлением, кроме прочего, процесса автономизации и самоопределения личности. Ею правит потребность подростка в опеке и сочувствии, в самоутверждении и успехе, в защите и особой психосексуальности этого возраста.

Однако в большей степени проявленности эгоцентризм тормозит познавательные возможности и способности подростка, мешает эффективному личностному взаимодействию, вызывая непонимание и другие проблемы межличностных параметров.

Эгоцентрическая направленность в целом ведёт к развитию эгоизма и прагматизма, потребительскому отношению к обществу и близким. И чрезмерное акцентирование успешности, постоянное стимулирование его достижения и амбиций при недостаточном контакте со сверстниками ведёт к его развитию. Тогда как чрезмерное подавление интересов и желаний ребёнка в сочетании с постоянной критикой и негативной реакцией ведёт к снижению уровня «здорового эгоцентризма», если будет уместным употребить такое сочетание.

Для выработки нормального уровня эгоцентризма в смысле сфокусированности на собственном личном, которое мы назвали «здоровым эгоцентризмом», необходимо достаточное взаимодействие с другими людьми, - как сверстниками, так и других возрастов. Опыт общения со взрослыми неоценим по определению и мере взросления, опыт общения с младшими показывает, пусть пока неосознанно, «вчерашний день», в котором сегодняшние подростки способны узнать себя и отследить динамические изменения в неосознаваемом и ускользающем, однако постоянно присутствующем «Я».

Страницы: 1 2 3 

Это интересно:

Экспериментальные школы в России
На рубеже 80-90-х годов в школе России произошел резкий всплеск экспериментальной деятельности. Он возник не на пустом месте. Ему предшествовала деятельность учителей-новаторов 60—80-х годов (И.П. Волков, Т.И. Гончарова И.П. Иванов, Е.И. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, А.Н. Тубельский и др ...

Интегрированные уроки
Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию. Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощь ...

Методические разработки по теме: "Простые и сложные вещества"
Цель урока: Знать определение атома, молекулы, простого и сложного вещества. Уметь различать простые и сложные вещества; смеси и сложные вещества. Знать отличие смеси и сложного вещества. Оборудование: Шаровые модели молекул воды, Штатив с пробирками, реактивы (железо, вода, сера, карбонат кальция) ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru