Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Аналитическое исследование установок и результатов воспитания

Педагогика и воспитание » Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке » Аналитическое исследование установок и результатов воспитания

Страница 1

Классическая теория психоанализа внесла неоценимый вклад в развитие и анализ представлений семейных взаимоотношений. Это была первая теория, которая рассматривала детско-родительские отношения в качестве главного фактора развития детей и взросления подростков.

По З.Фрейду, мать является для ребёнка первым объектом удовольствия, одновременно являясь контролёром. Однако же неминуемое отчуждение З.Фрейд полагал неизбежным и обязательным условием социальной адаптации и адекватного взросления ребёнка.

Теория психоанализа положила начало основным концепциям детско-родительских отношений, которые были разработаны концепциями Э.Эриксона, Д.Боулби, Э.Фромма, К.Роджерса.

Концепция Э.Эриксона выявляет двойственность, сочетающую материальную заботу о нуждах ребёнка с чувством доверия и эмпатии (при психологической отстранённости). Оберегая ребёнка от непознанных опасностей, родители детей и особенно подростков должны предъявлять и демонстрировать результаты неосторожного подросткового поведения. Оставляя за подростком достаточную степень свободы, родители обязаны продолжать контроль ненавязчивый, но и не скрытый.

Э. Фромм выдвигал тезис о родительских отношениях как фундаментальной основе развития ребёнка, он же провёл границу между отцовским и материнским отношением к ребёнку.

По результатам нашего исследования, в соответствии с положениями Э.Фромма, отцовская любовь оказалась более обусловленной, её можно заслужить, в чём выражается её управляемость – тогда как материнская любовь безусловна, её нельзя ни заслужить, ни потерять. Материнская любовь, таким образом, неуправляема и неконтролируема. Отцовскую любовь же можно как заслужить, так и потерять. И «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца» [10; 207].

В гуманистических позициях К.Роджерса находим аналогию безусловности родительской любви, которая приводит к полноценному развитию личности ребёнка.

Д. Боулби и М. Эйнсворт, выдвигая теорию привязанности ребёнка к матери, характеризуют её двумя противоположными позициями: стремлением к активному познаванию мира, уводящему от матери, и стремлением к защите и безопасности, возвращающего к ней.

В нашем исследовании эта позиция подкрепляется неосознанными ассоциативными высказываниями подростков «В такой ситуации я бегу домой», «Чем дольше я отсутствую дома, тем больше мне хочется домой», «Самое важное то, что мама стала понимать меня».

Динамическая двухфакторная модель родительских отношений, предложенная клиническими психологами, основывается на двух шкалах положений: эмоциональной (любовь-ненависть) и поведенческой (автономия-контроль). Однако большая часть современных зарубежных исследований основывается на типологию Д.Борминда, выделившего и описавшего три основных стиля родительских отношений: авторитетный, авторитарный и попустительский. Их выраженность наблюдается во взаимосвязанности. В нашем исследовании большую часть (60%) восприятия подростками родительского стиля воспитания составляет всё-таки авторитетный стиль. На втором месте стоит авторитарный (45%) и только 5% составляет попустительский стиль (рис.1).

Анализ исследования показывает также, что в формировании эгоцентризма может быть повинен тот стиль воспитания, который характеризуется пониженным вниманием к подростку. Как уже говорилось выше, при пониженной требовательности и пониженном внимании ребёнок не сможет противостоять своему эгоцентризму, так как не найдёт отражения своей личности в ближайшем ему социуме – семье. Его эгоцентрические проявления останутся выраженными неявно, но на всю жизнь в форме обид, демонстративного поведения, характерного для незрелой личности.

Такое потворствующее поведение воспитывает скрытый эгоцентризм или, наоборот, отверженность от мира.

Потворствующее поведение при повышенном внимании к ребёнку – будь то акцент на болезни или на его способностях – тоже как правило приводит к тому, что подросток не справляется со своим эгоцентризмом, так как не имеет необходимости преодолевать его. Более того, он как бы вынужден оставлять его проявление, так как привык получать с детства внимание только тогда, когда это становится «заметно», то есть когда его личность проявляется – в способностях ли, в болезни ли, для проявлений эгоцентризма это особого значения не имеет.

Исходя из всего сказанного выше, можно наблюдать картину двойственности как родительской позиции (с одной стороны требовать, с другой – проявлять внимание) так и позиции подростка (с одной стороны отстраняться от семьи, с другой – стремиться к ней). Эти противоположные начала наличествуют не только в характеристиках родительских отношений, таким образом, но и характерны для межличностных отношений вообще. Имея двойственную природу, человеческие отношения могут явиться оценкой, сравнением, познанием или воздействием для задействованных в них. При этом оба начала являются именно двумя сторонами одной медали, так сказать, а не проявлением разного рода отношений. Различные отношения выявляются в случае преобладания одной из сторон, ярко выраженного и неизменного в процессе длительности.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Симптоматика и механизмы нарушения фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития
Современное представление о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, В.И. Галунов, Л.А. Чистович, Е.Н. Винарская и др.). По данным указанных авторов, функционирование каждого последующего бивня опирается на результаты анализа речевого воздействия предыдущего уров ...

Методика преподавания наречий
В школьной программе наречие изучается в 7 классе и является последней частью речи в ряду знаменательных слов. Учащимся известен уже определенный круг слов-наречий и их роль в предложении. Задача изучения данной грамматической категории в 7 классе выявить своеобразие наречия как части речи, определ ...

Методика формирования межнациональных отношений младших школьников через этнопедагогическую афористику
Нередко сегодня встает вопрос и о межнациональных отношениях уже в среде младших школьников: «других» детей дразнят, с ними не хотят дружить, им устраивают «бойкоты». При этом педагоги далеко не всегда пытаются предотвратить или изменить подобное отношение, а иногда и сами выступают в роли зачинате ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru