Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Родительская забота имеет сутью любовь к подростку, более того, и в противоположность тому, родитель должен желать отделения ребёнка от себя, от семьи. «…Мать должна не только вытерпеть отделение ребенка, но должна хотеть этого, способствовать этому». В этом прослеживается кризис родительских отношений, которые чаще всего приходятся на кризис среднего возраста, усугубляя остроту ситуации. Тем не менее, родителю важно сохранить открытые доверительные отношения с ребёнком, одновременно помогая ему отделиться, при этом уберечь его от опасностей, вовремя предупредив советом.
В известных нам психологических работах родительское отношение учитывается как нечто стабильное, в отсутствии динамики и зависимости от возраста ребёнка. Мы же наблюдаем, что при некоторой всё же динамики отношений, стиль воспитания действительно большей частью остаётся неизменным на всём протяжении взаимодействия детско-родительских отношений. Только в случае активного сопротивления подростка родитель может поменять свой стиль, иначе он просто не заметит его как такового (стиль, а порой и ребёнка). В таких семьях подростки растут с явно выраженной агрессией как формой проявления подросткового эгоцентризма.
В подростковом возрасте, как показало наше исследование и анализ изученных работ вышеперечисленных авторов, родители более склонны к конкретному воздействию и восприятию, восприятию оценочному и категоричному. Таким образом, большей частью неосознанно, родительское поведение, как и родительское отношение, с возрастом склонно меняться, как меняются и сами родители, и дети. Преобразуясь качественно, оно постепенно следует от преобладания личностного к доминированию предметного. И хотя личностное отношение не исчезает никогда, оно постепенно снижается. Так, подросткам хочется радовать своих родителей своими поступками в нормальном развитии семейных отношений или удивлять и шокировать, а в противоположность этому в части случаев оставаться незаметными при неправильных стилях воспитания. В любом случае подростку приходится, оставаясь личностью – или, точнее говоря, формируясь в личность, - учиться проявлять себя. Об этом говорят и высказывания детей в ассоциативном тесте: «Легче всего добиться внимания неожиданным поступком», «Настоящая проблема в том, что надо научиться самовыражаться», «Придёт такой день, когда мои родители будут гордиться мной».
Подростковый возраст, как уже говорилось, приходится в большинстве случаев на кризис среднего возраста родителей и, как правило, кризис семьи. Это усугубляет и без того зачастую непростые семейные отношения спонтанностью поведения, критичностью оценок, которые выражают не объективную реалию, а отношение к скоротечности и изменчивости жизни и недовольство собой увядающим в этом её течении. Зачастую неизжитый родительский эгоцентризм передаётся подросткам через особенно яркую позицию самовыпячивания и самолюбования как пример достойного поведения или самозащиты.
Рассматривая стиль воспитания в сочетании разных вариантов поведения и разных подходов в отношении ребёнка, можно построить определённую схему родительского поведения, которая бы отражала в определённой степени наиболее характерный стиль воспитания как одного, так и группы родителей исследуемых подростков.
Интерпретируя оценочные шкалы отношения подростка к родителям, наблюдаем следующую картину: мальчики подростки видят психологическое принятие в некотором критическом отношении матери к ним. Их (подростков) раздражает по большей части абсолютные материнские восторги и всегдашняя готовность поддержать и прийти на помощь. Испытывая необходимость материнской поддержки и одобрения, они склонны соглашаться с материнской позицией, отвергая при этом мнительность и подозрительность, попустительство и властность, подозрительность и слепое доверие. Отвергая крайности, они требуют тем самым внимания конкретно к своей персоне. Это так называемый «нормальный» показатель эгоцентризма. Тем не менее, при простом компетентном поведении, профессиональной состоятельности, дружеском общении подросток ещё не видит оснований для утверждения или наблюдения материнской любви, стремясь к вниманию сильного и независимого человека, в подростковом возрасте выражающегося как тяга к материнской сверхопёке. Девочкам же более свойственна тяга к привлечению внимания отца, его руководство при материнской поддержке и совете. В этом выражен их «нормальный» эгоцентризм подросткового возраста. Однако при повышенной директивности, склонности к руководству и контролю поведением, девочки скорее избегают отца, проявляя в недостаточной степени защитную функцию эгоцентризма.
По шкале директивности подростки видят в матери навязывание чувства вины, постоянное упоминание о материнской жертвенности, повышенной ответственности за судьбу и поведение подростка. Простые формы проявления внимания: отзывчивость, симпатия, положительные эмоции отрицательно взаимодействуют с директивностью матери или отца по отношению к подростку и «сбивают с толку», вызывая противоречивые положения в психике подростка.
Это интересно:
Управление качеством образования, его специфика применения к ДОУ
Управление качеством воспитательно-образовательного процесса, по сути, является основным предметом управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования. Развитие системного подхода к управлению качеством берет свое начало с разработки стандартов качества продукции. Под «качес ...
Уровни выполнения родителями воспитательной функции
Изучение педагогического опыта позволило выявить недостатки педагогического руководства семейным воспитанием, основными из которых являются: - Недостаточное внимание со стороны администрации школ к вопро сам педагогического руководства; - Слабая теоретическая и практическая подготовленность некотор ...
Гейдельбергский университет: там, где учился доктор Фауст
Самый старый и самый престижный университет Германии был открыт в 1386 году при активной помощи Папы Римского. Первым был создан теологический факультет, затем юридический и философский. Первым ректором был Марсилиус фон Инген, а профессора приехали из Праги и Парижа. Тогда же первыми студентами Ге ...