Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование количественных представлений у детей средней группы средствами сюжетно-дидактической игры

Педагогика и воспитание » Формирование количественных представлений у детей средней группы средствами сюжетно-дидактической игры

В настоящее время школа повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Одно из самых первых требований начальной школы заключается в том, чтобы сформировать интерес к учебной деятельности, желание учиться, создавать прочную основу элементарных математических знаний и умений.

Предматематическая подготовка ребенка в нашей стране в 60-е и 90-е года 20 в. традиционно велась широкой сетью дошкольных учреждений по специально разработанным и официально утвержденным программам дошкольного образования. Основной целью математического образования дошкольников являлось формирование элементарных математических представлений и подготовка к школе. Разработчиком единственной методики работы по этой программе, общепринятых во всех детских садах огромной тогда страны, являлась Л.С. Метлина, ученица А.М. Леушиной, автора монографии «Обучение счету в детском саду». Л.С. Метлина продолжила и развила эту идею. Ее книга «Занятия по математике в детском саду» долгие годы была единственным пособием для воспитателя.

Проблема по формированию у детей количественных представлений актуальна и в 21 веке. Становление и упрочение в отечественной педагогике новых развивающих подходов к процессу образования. Сегодня дошкольная педагогика не может оставаться на традиционных привычных позициях.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Она является основным средством формирования психических процессов и способностей ребёнка, расширение его представлений об окружающем мире.

В исследованиях Ф.Н. Блехер, З.А. Михайловой, Е.И. Удальцовой и других большое место отводилось дидактическим играм как средству математического развития дошкольников. Наряду с дидактическими в детских садах бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов; в больницу, магазин, школу, завод и т. д.

Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно обучать ребят основам математики, а именно операциям счета и действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Речь идёт о сюжетно-дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.

Единственным пособием, показывающим роль сюжетно-дидактических игр, является книга А.А. Смоленцевой Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

Значением практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К.Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету… также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу».

Целью нашего исследования является выявление эффективности сюжетно-дидактических игр в формирование количественных представлений у детей средней группы.

Объектом исследования является процесс формирования количественных представлений у детей средней группы средствами сюжетно-дидактических игр.

Предметом исследования является содержание сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы и методика их проведения.

Наше исследование имело следующую гипотезу. Мы предположили, что специально разработанные сюжетно-дидактические игры позволят сформировать количественные представления у детей средней группы, если:

- включить математическое содержание в содержание сюжетно-дидактических игр;

- будет оснащена предметно-развивающая среда и соответствующие атрибуты;

- будет проводиться работа с воспитателями, родителями;

- проводить работу фронтально и индивидуально.

Цель и гипотеза определили постановку следующих задач:

Изучить теоретические основы проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, роль сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у дошкольников.

Выявить исходный уровень развития количественных представлений у детей средней группы.

Подобрать или разработать серию сюжетно-дидактических игр по формированию количественных представлений у детей средней группы. Апробировать их на практике.

Выявить эффективность использования сюжетно-дидактических игр в развитии количественных представлений у детей средней группы.

Исследовательская работа проводилась с помощью следующих методов:

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме.

Педагогический эксперимент, состоящий из следующих этапов:

- констатирующий,

- формирующий,

- контрольный.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении (МДОУ). Экспериментом было охвачено 20 детей средней группы. Проведенная работа по формированию количественных представлений дала положительные результаты. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Это интересно:

Технология разноуровневого обучения
Теоретическое обоснование этой технологии основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не огранич ...

Социально-психологические факторы, влияющие на проявление творчества в подростковом возрасте
На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия креативность. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативнос ...

Игры
Любое факультативное занятие мы начинаем с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речитатива. Такое начало занятия помогает дошкольникам сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятия. Затем начинаем активизировать мышцы языка, гу ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru