Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Формирование количественных представлений у детей средней группы средствами сюжетно-дидактической игры » Особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Страница 1

Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста происходит под влиянием счёта и измерения. Освоение детьми счёта – очень сложный процесс. Истоки счётной деятельности рассматриваются в манипуляциях детей раннего возраста с предметами. Дети в 3 года осваивают умения сравнивать одну группу предметов с другой, устанавливают между ними соответствия.

Исследования А.М. Леушиной показали, что сначала учить детей надо не числу, а сравнению. Только потом познакомить со счётной деятельностью. В дочисловой период дети осваивают различные действия: образование множества предметов, дробление на составные элементы, выделение из них отдельных предметов, группировка по свойству, характеризующему данное множество, нахождение количества предметов, равного образцу, сравнение контрастных и смежных множеств, овладение приёмами наложения и приложения. Для достижения этой цели А.М.Леушина предлагает использовать дидактические игры.

Доронова Т.Н. считает, что занятие с абстрактными материалами способствует развитию воображения. В процессе упражнений, объединяя предметы в одно целое и дробя целое на отдельные части, дети овладевают умением воспринимать в единстве каждый предмет и группу предметов в целом. Дети учатся образовывать группу предметов по одному, затем по двум – трём признакам, подбирать пары предметов. У детей формируется умение сравнивать, когда они группируют предметы по признакам. Наглядным материалом для сравнения служат игрушки, мелкий дидактический материал, изображение предметов в большом меньшем количестве, единичных предметов.

Программа «Детство» предлагает больше использовать рисунки, картинки, графические схемы, камешки, которыми можно обозначить что угодно.

От практических действий с предметами дети постепенно переходят к счёту. Обучение счёту осуществляется в 2 этапа. На первом этапе идёт ознакомление детей с назначением счёта. Дети различают большие и меньшие множества, определяют количество и элементов числом, сравнивают множества предметов с помощью чисел. Цель второго этапа: обучение составлению у детей счётных умений, знакомство с образованием каждого следующего числа на основе добавления предмета к одному из сравниваемых множеств.

Дети начинают понимать, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу, каждое предыдущее число меньше последующего на единицу. Наглядным материалом обучения служат игрушки, объекты окружения, их изображение, модели геометрических фигур и т. д. При ознакомлении со счётом для каждого нового числа показывается способ его получения. В ходе объяснения с показом воспитатель знакомит детей с правилами счёта: предметы считать нужно правой рукой слева направо, называть числа по порядку. После называния числа соответствующего последнему в ряду предмету важно обратить внимание детей с помощью кругового движения рукой и ответа на вопрос «Сколько?»: «Всего 5 мячиков».

В старшей группе у детей развивается понимание того, что каждое число включает определённое количество единиц. Дети знакомятся с количественным составом чисел из единиц на конкретных предметах и в процессе измерения, что уточняет и конкретизирует представления о числе, единице, месте числа в натуральном ряду чисел.

В средней группе проводится работа по формированию представлений о независимости числа от несущественных признаков предметов: цвета, формы, размера, расстояния между ними, занимаемой площади, расположения их в пространстве. В ходе обучения сравниваются между собой равночисленным и неравночисленные множества по одному, а затем по двум-трём признакам. Например, на одной карточке элементы множества расположены на большом расстоянии друг от друга, а на другой карточке близко, хотя количество элементов в том и другом случае одинаково. Считая, дети обнаруживают их равенство. Когда дети овладевают умением считать предметы, звуки, движения, отвечать на вопрос «Сколько», они начинают учиться определять порядок следования предметов, отвечать на вопрос «Который?» т. е. практически пользоваться количественным и порядковым счётом. В программе «Радуга» обучение счётным операциям было перенесено в старшую группу, но даже в младшей группе, возможно, дать детям первое представление о числах, если воспользоваться системой Грин Р. и Лаксон В., и научить детей различать количества в пределах 5 на основе субитации (распознавание на глаз).

Детей знакомят с количеством в повседневной жизни, обращают внимание на количество ног, глаз у животных, количество ножек у стула, стола, кусков хлеба на тарелке, детей за столом и т. д. называя соответствующим числительным.

В средней группе, возможно, знакомить с числами первого десятка с использованием приёма одушевления. В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с числовой прямой. Знакомство с ней позволяет отделить число от количества, выражаемого с его помощью. Дети знакомятся с помощью числовой прямой неравенства, сравнивают числа, складывают и вычитают числа.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Дифференцированный подход при организации домашней работы
Понятие “дифференциации”. Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т.д. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, д ...

Представления умственно отсталого ребенка о природе
Ориентация дошкольного учреждения на общечеловеческие ценности значительно меняет приоритеты в воспитании, направляя основное внимание на комплексное развитие личности ребенка. Одной из важнейших составляющих этого процесса является осознание ребенком законов окружающего мира природы и способах их ...

Понятия «творчество» и «творческие способности»
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рис ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru