Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
С целью изучения путей профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами досуговой деятельности, нами была проведена опытно-экспериментальная работа в дошкольном образовательном учреждении, состоящая из трех этапов:
1) констатирующий этап - выявление уровня агрессивности старших дошкольников;
2) организационно-практический этап - разработка и реализация программы театрального кружка, содействующего снижению агрессивности старших дошкольников;
3) контрольно-итоговый этап - подведение итогов и результатов исследования.
Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилось выявление уровня агрессивности дошкольников старшей группы.
Эмпирическая база исследования: старшая группа МДОУ Центр развития ребенка – Детский сад №17 первой категории администрации городского округа, ЗАТО п. Горный.
Эксперимент проводился в период с 1.02.2009 г. по 30.05.2009 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 5-7 лет.
Для диагностики уровня агрессивности дошкольников нами были использованы следующие четыре методики:
1) Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. Цель анкеты - на основании ответов родителей выявить уровень агрессивности их ребенка.
2) Графическая методика «Кактус». Цель методики - определить уровни агрессивности и состояние эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.
3) Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина). Цель беседы – выявить отношение ребенка к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и о личной агрессивности ребенка (или предрасположенности к ней) .
4) Проективная методика «Несуществующее животное». Цель - оценить уровень агрессивного поведения ребенка старшего дошкольного возраста и подтвердить результаты, полученные из предыдущих методик (Приложение 4).
Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности. Критериальный уровень агрессивности детей представлен в таблице 1.
Таблица 1
Критериальный уровень агрессивности старших дошкольников
Критерии |
Показатели |
Уровни агрессивности |
Поступки ребенка |
Ломает игрушки, рвет книги, толкает сверстников, дерется, кусается, плюется |
Повышенный уровень |
Щиплет других детей, говорит обидные слова тогда, когда не слышит взрослый |
Высокий уровень | |
Говорит обидные слова, замахивается, но не ударяет, пугает других |
Средний уровень | |
Осознанные, наблюдается помощь младшим детям |
Слабый уровень | |
Поведение ребенка |
Неуравновешенное, отклоняющее от нормы, гнев, рассказывание историй с элементами насилия |
Повышенный уровень |
Неуравновешенное, враждебное, на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям |
Высокий уровень | |
Стремится обратить внимание на себя, то есть проявление эгоизма, демонстративности |
Средний уровень | |
Поведение ребенка в привычной ситуации вариативное, уравновешенное |
Слабый уровень |
По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ.
Нами были получены следующие результаты:
1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. показала следующие результаты: двое детей имеют слабый уровень агрессивности, четыре ребенка - средний, шестеро детей – высокий; два ребенка - повышенный уровень агрессивности (см. табл.2).
Это интересно:
Проблема изучения фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношени ...
Классификация сказок. Характерные черты каждого вида
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ...
Организация и методика проведения занятий с
использованием технологий, стимулирующих развитие самостоятельности будущих
экономистов
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Простейший путь - у ...