Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Работа по развитию речи учащихся на материале пословиц и поговорок на уроках литературного чтения в начальной школе

Педагогика и воспитание » Развитие речи младших школьников на основе пословиц и поговорок » Работа по развитию речи учащихся на материале пословиц и поговорок на уроках литературного чтения в начальной школе

Страница 3

Такие задания, как «Выпиши в свою тетрадь слова из басни Крылова И.А., которые употребляются как пословицы» направлены на обогащение речи учащихся, формирование умения точно и образно выражать свои мысли, осознание особенностей басен И.А. Крылова.

Задания типа «Приведи примеры из жизни, когда можно употреблять эти пословицы и поговорки» нашли отражение во многих учебных пособиях. Онипомогают учителю оценить глубину осознания изученных пословиц учащимися.

В разделе «Устное народное творчество», во втором классе, предлагаются следующие типы заданий:

а) На осознание смысла пословиц.

- Почему так говорится:

«Пословица не даром молвится», «Пословица - всем делам помощница», «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка». Эти задания помогают осознать функцию пословиц как жанра устного народного творчества, разграничить понятия «пословица» и «поговорка».

- Найди в сказке «Мороз Иванович» пословицу и объясни, как ее понимаешь.

- К какому из героев сказки про «Храброго зайца» Д.Н. Мамина - Сибиряка можно отнести пословицы:

«Смелый приступ - половина победы»,«Смелость города берет».

б) Задания, направленные на обогащение и развитие речи: Вспомни пословицы и поговорки на темы «труд, мастерство», «лень, безделье».

в) Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с содержанием текста.

К тексту «Ашиб-Кериб, турецкий сын» даны пословицы:

«Не ищи красоты, а ищи доброты»; «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде»; «Имей шубу теплее, а жену выбирай добрее» и предлагается вопрос: - Какие черты женского характера упоминаются в данных пословицах?

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что предлагаемые задания к пословицам и поговоркам, позволяют решить определенные программные задачи: запоминать и узнавать жанры, развивать речь, осознавать смысл пословиц и поговорок.

Проанализировав учебно-методический аппарат по литературному чтению автора Ефросининой Л.А., отметим, что во втором и третьем классах о пословицах даются теоретические знания: понятие «пословица» вводится как народная мудрость (2 класс), как произведение фольклора (3 класс), в котором коротко выражена народная мудрость: она учит, одобряет, утверждает, то есть раскрываются функции пословиц и поговорок как жанра.

Изучается структура пословиц: состоит из двух смысловых частей; ведется работа над интонацией при прочитывании пословиц (пауза, ритм, основное слово).

Для чтения готовится текст пословицы:

«Красна птица пером, // а человек - умом». Типы заданий к пословицам:

Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с текстом.

- Соотнеси пословицы со сказкой (о семье)

«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»; «При солнышке тепло, при матери добро».

- Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

«Вся семья вместе - и душа на месте». Найдите в тексте, который есть в книгах о семье, такие же пословицы. Данное задание направлено также на обогащение речи учащихся.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что количество заданий по пословицам и поговоркам ограничено. Автор делает попытку систематизировать учебный материал по фольклору, однако многие задачи, указанные в программе, не учтены. Значит, учителю самому необходимо разрабатывать задания к пословицам и поговоркам, чтобы реализовать требования программы.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Состояние и основные проблемы системы образования Челябинской области
На 1 января 2006 года в Челябинской области действуют 1503 детских сада различной ведомственной подчинённости, в которых воспитываются 146,1 тыс. детей. Наблюдается рост детей посещающих дошкольные образовательные учреждения. За последние пять лет возросло детей на 14,9 тысяч. Учреждений дополнител ...

Описание программ эстетического воспитания в детском саду
Изучив педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников можно выделить несколько программ. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцен ...

Система подготовки заседаний Совета педагогов
Чтобы педсовет был действенным, каждому заседанию предшествует подготовка: знакомство с темой, просмотр всей работы, анализ каждым воспитателем своей деятельности с выводами: что не удается в работе с детьми и почему. Примерный план подготовки заседания Совета педагогов может быть представлен в сле ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru