Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика статистического анализа качества обучения

Страница 1

Предлагаемая методика основывается на том, что учебный процесс является частным случаем технологического процесса и ему должны быть свойственны такие же методы анализа, какие приняты для производственных процессов. Однако слепо перенести подобные методики нельзя, особенно это касается содержательного анализа процесса.

Для того чтобы проанализировать учебный процесс нужно иметь, во-первых, критерий качества обучения, а, во-вторых, проследить его изменение во времени. В качестве наиболее информативного критерия качества обучения следует использовать степень обученности учащихся — СОУ. Этот критерий основан на статистике полученных учащимися оценок за выполнение отдельных заданий или контрольных работ. Оценки входят в СОУ с «весом» равным интегралу вероятности получения данной оценки для некоторого «типового» распределения оценок.

В качестве такого «типового» распределения используется стандартное распределение Гаусса с параметрами: среднее значение оценки — 4 и стандартное отклонение — 1,39 /1/. Такое распределение обладает одним особым свойством: для этого распределения значения СОУ и качественной успеваемости совпадают и составляют 0,64. Это свойство выделяет «типовое» распределение среди других распределений со средней оценкой 4.

Расчеты для «типового» распределения показывают, что если СОУ больше 0,76, то обученность «отличная», если СОУ от 0,5 до 0,76, то обученность «хорошая», если СОУ от 0,24 до 0,5, то обученность «удовлетворительная», если менее 0,24, то «неудовлетворительная».

Для оценки изменения СОУ во времени используется известная в математической статистике методика, связанная с критерием «3 s». Согласно этой методике, если какой либо процесс идет нормально, то отдельные значения должны укладываться в интервал «3s» относительно среднего значения (s — стандартное отклонение) с определенной точностью. Те значения, которые не укладываются в заданный интервал, являются отклонениями от стандартного распределения. Чем меньше таких отклонений, тем больше соответствие анализируемого распределения стандартному. Что касается применения этой методики для технологических процессов, то ее надо скорректировать — следует учитывать только те значения, которые выходят за нижнюю границу интервала.

Если взять отношение числа значений попадающих в интервал «3 s» к общему количеству значений, то такую величину можно назвать коэффициентом стандартности распределения, а в случае рассмотрения учебного процесса — коэффициентом отлаженности учебного процесса (КОУП). Расчеты показывают, что если значение КОУП больше 0,94, то процесс можно считать «отлично отлаженным», если КОУП от 0,84 до 0,94 — «хорошо отлаженным», если КОУП от 0,69 до 0,84 — «почти отлаженным», если менее 0,69 — «не отлаженным».

Для общей оценки учебного процесса можно перемножить среднее значение СОУ по предмету за год на КОУП. Полученную величину можно трактовать как фактор качества учебного процесса (ФКУП). Этот фактор имеет большее число градаций, чем СОУ и КОУП. «Отличному» качеству соответствует ФКУП больше 0,71, «очень хорошему» от 0,64 до 0,71, «хорошему» от 0,41 до 0,64, «удовлетворительному» от 0,17 до 0,41 и «неудовлетворительному» менее 0,17.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Сущность процесса обучения
Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения. Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной ...

Задачи, содержание и методика констатирующего этапа исследования
Констатирующий эксперимент был проведен в ДОУ № 72 г.Сыктывкара, с детьми подготовительной группы. В исследовании приняли участие 15 воспитанников. Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности нравственно-экономической воспитанности детей подготовительной группы. В соответствии с целью ко ...

Характеристика имеющихся предметных диагностик
О важности предметных диагностик говорит В.В. Давыдов. Отмечая важность исследования мышления на материале разного рода, он считал, что “результаты, полученные на внеучебном материале, ограничивают возможности их использования в сфере предметно-содержательного знания”. Разработкой предметных диагно ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru