Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности развития речи детей раннего возраста

Страница 1

Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и познавательное развитие. Вспомним, что дети овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года- 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. Было бы ошибочно предполагать, что все это приходит спонтанно, само собой. Чтобы ребенок развивался, необходимо общение со взрослым, которое способствует формированию речи и мышления.

На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является регулятором деятельности организма. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность ее возникновения и дальнейшее развитие зависят от состояния слуха. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих, малыш начинает прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучании, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь, таким образом, установить контакт со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные слоги, различные звукосочетания. В 2-3 мес. появляется гуление, а в 3-4 мес.- лепет. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.

Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову, когда ему называют знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (дает руку, делает «ладушки»), хотя еще и не может обозначить словом совершаемые действия.

Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8-9 мес., другие – в гг. 2 мес., а некоторые еще позднее.

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют его родном языке, а некоторые из них невозможно даже воспроизвести.

Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит с ним доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится.

К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к ,г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие- меньше и менее отчетливо. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет огромное значение для его дальнейшего развития.

Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью.

На втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии определенной ситуации эту функцию выполняет словопредложение (например, «Би-Би»).

Со второй половины второго года ребенок чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»), а 1г. 10 мес. употребляет двух-, четырехсловные предложения.

Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.

К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование существительного с глаголом, изменение существительных по падежам. Большинство фраз, произносимых ребенком, построены неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя.

На втором году жизни дети начинают более четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и, е. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з («дяй» вместо «дай», «сянки» вместо «санки»).

Для двухлетнего ребенка в полнее закономерным несовершенство произносительной стороны речи неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Рабочий план диссертационного исследования
Для диссертанта главным повседневным контролером работы над диссертацией является разработанный им рабочий план диссертации. Рабочий план – это подробный перечень вопросов по теме каждой структурной части диссертации, это совокупность «элементарных», то есть более нераздробленных, доведенных до пре ...

Способы оценки качества обучения иностранному языку
Традиционная система оценки качества обучения иностранному языку не удовлетворяет на современном этапе развития школы её потребностям, т. к. часто травмирует психику ребёнка и влияет на его индивидуальную траекторию образования и развития. Выход из данной ситуации видится в адаптации системы оценив ...

Компетентностная педагогика
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru