Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Выбор методов и приемов обучения умственно отсталых школьников на уроках СБО

Страница 4

Различные возможности вариативности одной и той же игры могут использоваться одновременно (разным детям – разные варианты), а могут и последовательно (на разных этапах усвоения темы – от простого к сложному).

В дидактические игры может быть включен элемент соревнования: между отдельными детьми (каждый за себя) и между группами детей.

На занятиях по социально-бытовой подготовке также с успехом могут использоваться и другие виды игр:

- режиссерские, когда ребенок управляет игрушками, моделями, действует через них;

- сюжетно-ролевые, где роли выполняются самими детьми.

В процессе этих игр происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений.

Проводится режиссерская игра разными способами:

1. В соответствии с инструкцией педагога («режиссера»), а затем дети по поручению друг друга выполняют определенные действия со своими персонажами. Важно, чтобы учащиеся – режиссеры учились составлять законченные рассказы, сюжеты.

2. Часть детей передвигают фигурки, совершают иные (вышеописанные) действия, а остальные озвучивают их, произнося предложения, которые в совокупности образуют рассказ.

В игру можно вводить и различные задания для учащихся, действующих с персонажами, либо для зрителей, чтобы они подсказали или исправляли ошибки персонажей.

Могут быть организованы ситуации с ошибками, например: «Саша купил в магазине не хлеб, а булочки; зашел не в тот магазин». Дети должны заметить ошибки.

Таким образом, режиссерская игра – это не только один из интересных и эффективных для детей методов закрепления социальных знаний и умений, но и обладает большими возможностями для развития речи: уточнения и расширения словарного запаса, введения слов и выражений в активный словарь, формирования грамматического строя речи, умения связанно высказываться, развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения.

Кроме того, создавая макеты, различные атрибуты для игры дети занимаются рисованием, аппликацией. Эти виды заданий предлагаются детям для уточнения и закрепления формируемых у них представлений и знаний.

Например, можно предложить воспитанникам:

нарисовать предмет:

- по образцу;

- по представлению;

- по заданию – описанию педагога (например: дается шаблон платья и предлагается раскрасить его определенным образом: воротник, пояс, манжеты – желтым цветом, остальные части – красным);

- по своему замыслу.

Наряду с режиссерскими играми при формировании у воспитанников социально-бытовых представлений, знаний, умений, могут широко использоваться сюжетно-ролевые игры.

В отличие от режиссерских игр, где учащиеся рассказывают, как действует то или иное лицо, в сюжетно-ролевой игре учащиеся сами выполняют действия с исполняемой ролью. Сюжетно-ролевые игры могут проводиться на любую тему программы и способствовать закреплению знаний о группах предметов (например: одежда, посуда, мебель, продукты), различных умений (например: покупка товаров, складывание одежды), социально-культурных норм поведения. Учитель, опираясь на изучаемый материал, подбирает простые и относительно сложные сюжеты, предлагая их для разыгрывания ученикам. В том случае, если ситуация простая, ученикам дается краткое указание, как действовать. Если предстоящая игра относительно сложная и ученики должны выполнять ряд действий и произносить реплики, то участники к ней готовятся заранее. Учитель во время разыгрывания сцен выступает в роли ведущего: рассказывает, где протекает действие, какие события происходят, создает определенный эмоциональный настрой. Он привлекает школьников к оценке разыгранных перед ними событий, особо обращает их внимание на действие актеров, которые несут в себе основную смысловую нагрузку.

Сложность игры возрастает от класса к классу. В конце седьмого и в восьмом классе учащимся предлагаются сюжеты для разыгрывания без предварительной подготовки.

В процессе разыгрывания реальных ситуаций, учащиеся не только закрепляют определенные знания и умения, но и учатся общению, что весьма важно для умственно отсталых детей.

Успешность социальной адаптации определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приемы проблемного обучения. К ним прежде всего относится создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, возникающее в случаях, когда человек не может действовать стандартно, он поставлен перед необходимостью искать решение. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в измененных условиях. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в измененных условиях. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии по социально-бытовой подготовке детей и реализуется в процессе беседы, сюжетно-ролевых и режиссерских игр, моделирование реальных ситуаций и других методов обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru