Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Выбор методов и приемов обучения умственно отсталых школьников на уроках СБО

Страница 2

Демонстрация наглядности всегда сопровождается подробными словестными комментариями.

Словестные методы обучения.

Одним из словестных методов обучения является объяснение. Объяснение – метод овладевания теоретическим учебным материалам. Объяснением пользуются при ознакомлении детей с новыми понятиями, с правилами поведения, а также при обращении с инструментами, бытовыми приборами. К объяснению, как к методу обучения, предъявляют при этом следующие требования: доступность, четкость изложения, краткость.

Беседа. На занятиях по социально-бытовой подготовке используются как самостоятельный метод обучения, так и в сочетании с другими методами обучения. Однако, ввиду специфики речевого и интеллектуального развития умственно отсталых детей (преобладание конкретных форм мышления), беседа не может использоваться как один из ведущих методов обучения.

Для поддержания у детей интереса к беседе можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, неумеющих, опаздывающих на занятия. Например, организовать в конце занятия беседу с целью проверки усвоения материала можно, используя «опоздавший» игровой персонаж, который задает детям вопросы, побуждая тем самым высказываниям.

При знакомстве детей с социальными нормами поведения, при обучении их базовым трудовым процессам очень важно сформулировать у учащихся отношение к этим процессам и правилам поведения, как к важным и необходимым. Как эффективные могут быть использованы следующие дидактические методы и приемы:

1. прием сравнения натуральных объектов (например: чистой и грязной одежды, обуви, посуды и т.д.);

2. рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой и грязной одежде, с оторванными пуговицами, оценка их внешнего вида;

3. оценка различных типов поведения детей на изображениях и в реальных ситуациях (например, столовой, при посадке в автобус);

4. метод аналогий (личностной аналогии) (например, «А как бы ты поступил в этой ситуации?», «А как бы ты хотел, чтобы к тебе обратились?»).

На занятиях по социально-бытовой подготовке эффективным является применение метода моделирования реальных ситуаций. Воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей к другим объектам окружающего мира (например, животным, одежде, мебели).

При использовании этого метода учащиеся делятся на 2 группы – актеров и зрителей. Учащиеся-зрители внимательно следят за поведением, общением действующих лиц, дают им оценку. Обе эти группы очень динамичны, непостоянны, как по количеству, так и по составу участников. Моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы: «Транспорт», «Комнатные растения», «Жилище», «Одежда», «Питание». Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни.

Модели ситуаций могут быть различными:

1. по содержанию;

2. по характеру демонстрирующих действий, реплик персонажей:

- показываются неверные и верные модели поведения, общения, отношений;

- смоделированы определенные обстоятельства, предложены действующие лица, но определить их действия, реплики должны дети-зрители, т.е. ситуации типа «Как поступить с персонажем?»

Например, такая ситуация: «Автобус. Пассажиров больше, чем мест. Пассажиры разные: дедушка, мама с маленьким ребенком, мужчина, женщина, девочка, мальчик. Кто кому уступит место? Кто сядет Кто останется стоять?». Такие вопросы требуют от воспитанников не только оценки правильности-неправильности предложенного им варианта, но и активности детей в поиске нужного варианта, что требует актуализации и адекватного применения имеющихся знаний.

3. по характеру ситуаций:

- типичные;

- нестандартные, где в ответ на действие или реплику человек получает неожиданный ответ, дети оказываются перед необходимостью искать выход из создавшегося положения: «Что же теперь делать?»;

4. по количеству вариантов поведения, предложенных в ситуации;

5. по количеству участников сюжета;

6. по количеству выполняемых участниками действий.

Метод моделирования реальных ситуаций является одним из наиболее эффективных, но в то же время сложных методов. Воспитанников необходимо целенаправленно и последовательно учить моделировать ситуации. Обучение необходимо начинать с простых ситуаций. После разыгрывания ситуации проводится его анализ. Детям предлагается оценить, правильно ли поступили, общались действующие лица; дается оценка поведению каждого. В случае, если дети оценили поведение отдельных действующих лиц, как неправильное, следует, чтобы они определили, что было сделано не так, как надо было поступить.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников
В возрастной психологии младший школьник характеризуется как «возраст 7-10 – летних детей, обучающих в 1-4 классах современной или полной средней школы». В младшем школьном возрасте у ребенка впервые формируется учебная деятельность, которая является для него ведущий. Младший школьник переходит от ...

Наблюдение и анализ руководства дидактическими играми
В ходе наблюдения выявила следующее: в группе имеются разнообразные настольно-печатные дидактические игры, к которым дети имеют свободный доступ, дети играют в данные игры в свободное время, при индивидуальных занятиях с воспитателем, вечером с помощником воспитателя. Игры находятся в специальном ш ...

Организация проблемного обучения
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности, по мнению М.И. Махмутова, связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах учебных заведений, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных поз ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru