Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Выбор методов и приемов обучения умственно отсталых школьников на уроках СБО

Страница 1

На занятиях по социально-бытовой ориентировке могут использоваться следующие методы и приёмы: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактический, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания – соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, просмотр диафильмов, создание тематических альбомов, стендов.

Для эффективного решения учебно-воспитательных задач большое значение имеет выбор методов. При этом необходимо учитывать принцип коррекционной направленности обучения, общие и конкретные цели и задачи социально-бытовой подготовки в целом и по каждой теме в отдельности, возрастные и психофизические особенности умственно отсталых воспитанников.

Учителю СБО следует обратить внимание на следующие методы:

1. Наглядные методы обучения.

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов обучения таких детей.

На занятиях по СБО используются различные виды наглядности: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты); реальные объекты (например, помещения, предприятия, учреждения); муляжи, игрушки, модели, макеты; изображения (предметные, сюжетные), фотографии, учебные фильмы, диафильмы; практический показ действий педагогом; технологические, операционные, предметные планы (карты).

При этом необходимо организовать наблюдение для эффективности демонстрации. Организуя наблюдение, педагог направляет внимание учащихся на объект с целью выявления его признаков. Сначала педагог «организует» внимание детей с помощью словесных указаний и показа (например, «Посмотри сюда»), затем – лишь используя основные указания, вопросы.

Сочетание демонстрации и активных действий с демонстрируемым объектом.

Так, при демонстрации предметов окружающего мира (например, продуктов) учащиеся занимаются с ними, не только рассматривая, а привлекая и другие анализаторы, трогают, нюхают, пробуют на вкус, определяют легкость или тяжесть, взвешивая в руках, и т.п. Знакомство с предметным миром, организуемое на полусенсорной основе, будет способствовать полноценности и прочности формируемых представлений и знаний.

Активные действия учащихся нужно организовать не только с натуральной, наглядностью, но и с такой, как планы, таблицы, схемы-опоры.

Демонстрационные карты-планы могут быть:

- технологическими, которые показывают трудовой процесс через последовательность составляющих его операций. Действий;

- операционными, которые отражают выполнение отдельных трудовых операций, действий;

По характеру изображения эти карты-планы могут быть таких видов:

1. Предметные, состоящие из образцов объекта труда, доведённых до разных степеней готовности (например, несколько последовательно расположенных рубашек, каждая из которых находится на определенном этапе складывания, наглядно представляют порядок складывания рубашки);

2. Графические, состоящие из рисунков (или фотографий) последовательных практических действий;

3. Словесные, содержащие названия необходимых операций и приемов. Построение предложений в словесных картах-планах должно быть однообразным, например: «Налить в таз теплой воды», «Растворить в воде стиральный порошок», «Замочить в тазу одежду», «Намылить одежду», «Отстирать загрязненные места одежды», «Выполоскать одежду в чистой воде», «Отжать одежду», «Повесить одежду на просушку».

Каждый пункт плана любого вида целесообразно размещать на отдельной карточке. Это значительно повышает вариативность работы с ним. Эффективность использования демонстрационных карт-планов зависит от системы работы по обучению детей пользоваться ими. Систематическое использование карт-планов помогает воспитанникам усваивать знания об основных этапах трудовых бытовых процессов, последовательности составляющих их операций, действий, позволяет контролировать правильность выполнения необходимых действий в процессе упражнений. Указанные пособия помогают также вербализации исполнительных действий, а в последствии служат наглядной опорой учащимся для составления словестных отчетов о проделанной работе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Классно-урочная система обучения
В средние века в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно-урочная система, разработанная в XVII в. Я. А. Коменским и ...

Использование социально-психологического тренинга для формирования навыков общения дошкольников с ЗПР
Социально-психологический тренинг это теория и практика группового психокоррекционного или психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправления поведения или улучшения состояния здоровья. Участники СПТ во время заня ...

Развитие памяти в дошкольном возрасте
Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с точки зрения Л. С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой - память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. В дошкольном возрасте ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru