Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Современный метод обучения грамоте в школе глухих

Педагогика и воспитание » Методика обучения письму глухих детей » Современный метод обучения грамоте в школе глухих

Страница 1

Задачей этого раздела является формирование у глухих учащихся первоначальных умений чтения и письма, то есть, по существу, речь идёт об овладении письменной речью. Так же как и в устной речи, здесь выделяется импрессивная форма – чтение и экспрессивная – письмо. Овладение и той и другой формой речи представляет значительные трудности не только для глухих, но и для слышащих детей. Эти трудности связаны не только с техникой чтения, но и с осознанием прочитанного.

Навыки чтения и письма – это речевые навыки, а само чтение и письмо представляют собой виды речевой деятельности, для овладения которыми большое значение имеют мотивы, потребности. Если устная речь усваивается слышащим ребёнком в процессе общения с окружающими почти спонтанно, то овладение письменной речью требует сознательного её усвоения.

Русское письмо – звуковое, фонемное, то есть, каждой фонеме соответствует свой знак, своя графема. Механизм чтения состоит в перекодировании письменных (печатных) знаков, их комплексов в смысловые единицы. Механизм письма заключается в переводе смысловых единиц в условные знаки. При письме звуки перекодируются в буквы, при чтении наоборот.

Советские психологи, лингвисты, методисты, раскрывая психолого-физиологические основы процессов письма и чтения, отмечают, что овладение детьми этими видами речевой деятельности требует от них волевых, интеллектуальных, физических усилий. В начале обучения процесс чтения осуществляется медленно, так как «поле чтения» ребёнка – одна буква, он должен её воспринять, узнать, перевести в нужный звук. Сколько букв в слове, столько подобных актов необходимо совершить. Затем нужно объединить звуки в слоги, слоги в слова. Техническая сторона чтения требует большого внимания, напряжения. Но даже прочитанное слово не всегда и не сразу понимается ребёнком. Осознание значения прочитанного происходит не одновременно с процессом чтения. Наибольшая трудность при чтении заключается в звукослиянии – дети произносят отдельные звуки, но не сливают их в слог .

При письменной системе обучения языку за основу бралась письменная речь, которая рассматривалась как база для устной речи. При письме от понятия переходили к графическому его изображению, а при чтении от графического образа – к понятию.

Сущность обучения грамоте сводится к заучиванию графических образов и соотношению их с понятиями. Обучение грамоте шло одновременно с развитием письменной речи, поэтому, говоря об обучении речи, имели в виду и обучение грамоте.

При чистой устной системе чтения и письмо допускались как вспомогательные средства обучения устной речи и были подсинены решению этой задачи. Выдающийся русский сурдопедагог Н.М. Лаговский отмечал: «В училище глухонемых также учат читать и писать, но это делается, так сказать, между прочим». Сам он придавал большое значение обучению письму и считал, что его следует начинать одновременно с обучением устной речи. При обучении чтению и письму Н.М. Лаговский рекомендовал следовать звуковому синтетическому методу: обучить произношению звука, потом чтению и письму соответствующей буквы, затем слога и слова.

Большое значение в развитии методики обучения чтению и письму имели буквари, разработанные Ф.А. Рау и Н.А. Рау, первый из которых был издан в 1903 году. Работая по нему и соблюдая звуковой синтетический метод обучения грамоте, учителя обучали детей устной речи и чтению. Читая, учащиеся обучались произношению.

В 20-е годы в школу для глухонемых проник распространенный в это время в массовой школе метод целых слов. В программах для школ глухонемых (1929 г.) указывалось, что вся работа школы, в том числе и обучение грамоте, служит задачам развития устной речи и что материалом для чтения и письма служат не бессмысленные сочетания звуков, а слова и фразы. однако учащимся не предлагалось усваивать звуковой состав слова. Поэтому запоминание графического образа слов и узнавание их при чтении было формальным, мёртвым. При письме дети срисовывали одну букву за другой.

В 1939 году появился новый «Букварь» Ф.А. и Н.А. Рау, в котором отразился новый этап в развитии методов обучения грамоте. В основу его лёг звуковой аналитико-синтетический метод. Применительно к массовой школе данный метод обучения грамоте предусматривал развитие у детей навыка слышать и различать звуки речи, выделять слова, слоги, звуки и производить их объединение, синтез. Порядок работы по обучению грамоте, описанный Н.А. Рау и Ф.А. Рау в предисловии к «Букварю» 1939 г. также предусматривал начинать работу со слова, с его произнесения. Но дальнейшему анализу подвергалось не устное слово, а письменное, то есть его буквенный состав. В ходе анализа дети обучались произношению. Анализ методики обучения грамоте по этому «Букварю» позволил С.А. Зыкову сделать вывод, что правильнее было бы назвать этот метод не звуковым, а буквенным аналитико-синтетическим методом, поскольку анализу и синтезу подвергается слово, записанное на табличке.

Дальнейшее развитие практики обучения глухих детей привело к созданию звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте (С.А. Зыков), на основе которого построен «Букварь для глухонемых детей» (1940 г.). Раскрывая сущность этого метода применительно к школе глухих, С.А. Зыков писал: «Обучение грамоте следует за развитием устной речи. Как только учащиеся научатся произносить звук изолированно и в слове, можно переходить к показу графического знака этого звука – к обучению грамоте». Дети учатся читать и писать те слова, которые научились произносить. Причём, обучение чтению и письму идёт одновременно.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

История начала химии высокомолекулярных соединений
Вся история органической химии – это непрерывное триумфальное шествие органического синтеза, основное назначение которого – получение продуктов высшей химической ценности на основе доступного, чаще всего углеводородного сырья. Синтез считался успешным даже тогда, когда выход продукта достигал всего ...

Содержание дополнительного образования как детерминанта образовательных парадигм
Функционирование института образования, содержание его деятельности зависят и в материальном, и в социальном, и в духовном отношениях от состояния и развития государства, производства, науки, культуры, семьи. Вместе с тем система образования «отдает» своих выпускников прежде всего этим системам и и ...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста в семье
Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условиях воспитания детей в семьях. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит корыстолюбие и прочие свойства, разоблачаю ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru