Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма в контексте современного образовательного процесса, формирование готовности учащейся молодежи к достойному служению Отечеству как социально значимой деятельности.
Образовательный компонент относится к числу ведущих, определяющих составных частей патриотического воспитания учащейся молодежи. Все уровни образования при их научно обоснованной постановке создают стержень воспитания в целом и патриотического воспитания в частности. Поэтому улучшению структуры и содержания образовательного процесса с позиций превращения его в важнейший инструмент патриотического воспитания в Концепции отводится большая роль.
Российское образование, в первую очередь гуманитарное, содержащее в себе воспитательную функцию, в его нынешнем виде недостаточно реализует задачу патриотического воспитания.
Слабость патриотического воспитания в образовательных учреждениях имеет в своей основе следующие причины:
— недостаточная доля общеобразовательных, гуманитарных предметов, общественных дисциплин в школьных учебных планах
вымывание образовательных элементов патриотизма и гражданственности из программы школьных предметов;
переоценка возможностей западных образовательных систем без глубокого проникновения в их сущность и проблемы, нигилизм в отношении современного российского общества, проявляемые в процессе школьного обучения;
использование не адаптированных к российской действительности иностранных учебных пособий и программ.
В ряде случаев некоторыми представителями системы общего и профессионального образования переводятся или копируются учебные пособия, способствующие депатриотизации образовательной системы. В особенности это относится к таким предметам, как история, литература и обществознание.
Особую роль в системе патриотического воспитания учащейся молодежи играют предметы исторического, филологического, социального, экономического, культурологического профиля. Для того чтобы эти предметы, изучаемые в школах, профессиональных училищах, высших учебных заведениях, способствовали патриотическому воспитанию, необходим выпуск отечественных учебных пособий, раскрывающих перед учащимися смысл культурных и социально-экономических преобразований, реформ, проводимых в современной России, роль государства и государственности в развитии нашего общества.
Концепция является развитием и продолжением важнейших положений и установок Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, принятой 21 мая 2003 г., основой теоретического, проектно-программного и методико-технологического обеспечения патриотического воспитания учащейся молодежи, представляющей будущее российского общества и государства. Концепция может рассматриваться как составляющая часть более общей Концепции воспитания учащейся молодежи, одним из приоритетных направлений которого, по мнению авторов, должно быть развитие у нее патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в процессе самореализации в любой из сфер социально значимой деятельности в российском обществе и государстве.
Современное состояние патриотического воспитания в России во многом предопределено ее недавним историческим прошлым. В советский период отечественной истории естественное понимание гражданского, российского патриотизма, имеющего глубокие исторические корни, было искусственно подменено «коммунистическим патриотизмом» с долей русского национализма, что проявилось в борьбе с космополитизмом как идеологией «мировой капиталистической системы» и в использовании таких понятий, как «интернационализм», «советский народ», нередко в конъюнктурных, политических целях. Феномен патриотизма постулировался в понятии «советский патриотизм и социалистический интернационализм», а основным направлением его формирования у молодежи было военно-патриотическое воспитание, сводившееся, главным образом, к подготовке учащейся молодежи к военной службе в условиях «холодной войны».
Это интересно:
Этапы и содержание формирования математических представлений детей старшего
дошкольного возраста
Как мы уже отмечали ранее дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется ...
Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения
В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем образовательные традиции. Это, в первую очередь, конструктивистская традиция Ж. Пиаже и Л. Выготского. Рассматривая основные критерии дидактики: обучение и развитие, и споря об их приоритетности, они пришли к одному выводу: мышлен ...
Развитие художественного потенциала личности учащихся на уроках биологии
Личность характеризуется своеобразной структурой, которая связана с видовым строением деятельности человека, пятью потенциалами личности учащегося: 1. Познавательный потенциал — объем и качество информации, которой располагает личность (знания о внешнем мире, самопознание). 2. Творческий потенциал ...