Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями (см. схему).
Основной формой музыкального образования являются уроки пения и музыки. Они преподаются с подготовительного по I класс — 2 часа неделю, с II по VI класс — 1 час в неделю. На этих уроках учащиеся получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, знакомятся с различными музыкальными жанрами, овладевают вокально-хоровыми навыками и игрой на простейших музыкальных инструментах, учатся слушать музыку.
Из теории музыкальной педагогики (общей школьной и специальной) выделяются несколько типов уроков музыки, наиболее эффективных для коррекционного обучения умственно отсталых детей. Используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков в зависимости от видов музыкальной и художественной деятельности, направленности темы занятия
Формы организации музыкального образования детей с отклонениями интеллектуального развития в условиях специального (коррекционного) детского дома
На уроках доминантного типа преобладает (доминирует) один вид музыкальной деятельности, другие выполняют второстепенные, вспомогательные роли. У воспитанников целенаправленно развиваются музыкальные способности, корригируются определенные нарушения. Например, для развития эмоциональной отзывчивости часто используется пение, дополнительными видами деятельности при этом являются слушание музыки, выполнение танцевальных и образных движений, соответствующих характеру и содержанию музыкального произведения, беседа, способствующая более полному его восприятию. Преобладание во время урока такого вида деятельности, как слушание музыкальных произведений, предполагает развитие не только навыков музыкального восприятия, но и умения выразить настроение с помощью действий творческого характера. Дети учатся самостоятельно анализировать качество исполнения музыкального произведения, определяют его характер и содержание; составляют рассказы, придумывают движения, рисуют. При выборе в качестве основного вида деятельности на уроке игры на музыкальных инструментах у воспитанников расширяются представления о разнообразии музыкальных звуков. С помощью рассказа преподавателя учащиеся овладевают знаниями о детских, народных, духовых инструментах симфонического оркестра. Дополнительным видом музыкальной деятельности в этом случае являются дидактические игры по определению названия инструмента по его звучанию, ансамблевая игра вместе с пением, танцевально-ритмическими движениями.
Особенностью уроков комбинированного типа является объединение нескольких видов музыкальной деятельности. При невозможности использования на одном уроке сразу всех видов деятельности следует стремиться к тому, чтобы отсутствие одного из них не было постоянным. Ниже приводится примерный ход урока комбинированного типа:
I. Организационный, подготовительный этап:
1) проводятся специальные мероприятия по уравновешиванию негативных нервно-психических проявлений, преобладающих в классе. Для этого подбираются такие виды музыкальной и образовательной деятельности, которые обладают активизирующим либо седативным, успокаивающим эффектом. Так, тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Напротив, успокаивающее, расслабляющее воздействие на воспитанников оказывает пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру колыбельной. Дополнительно применяются методы коррекционного воздействия — убеждение и внушение. В ходе проведения подготовительного этапа повышается работоспособность детей, активизируются познавательные процессы, сглаживаются отклонения в поведении;
2) ознакомление учащихся с планом урока.
II. После проведения подготовительных упражнений происходит переход к основному этапу урока, в ходе которого последовательно используются все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игра на инструментах, музыкально-образовательная деятельность).
Вариативность структуры комбинированных уроков может проявляться в совмещении двух и более видов музыкальной деятельности. Так, слушание музыки может дополняться танцевально-ритмическими движениями, передающими характер прослушанного произведения, и игрой на простейших музыкальных инструментах. В процессе пения используются не только хореографические движения, но и музыкальная драматизация, инсценировка, которые также имеют свои разновидности. В одних случаях содержание песни изображают сами исполнители, а в других — роли распределяются между воспитанниками, не участвующими в пении. Использование разнообразных вариантов способствует повышению интереса детей к такой деятельности.
Это интересно:
Изменение веса тела на протяжении физического развития
школьников
Рис. 2. Величина веса тела и её производные. А – возрастные кривые веса. Б – интенсивность изменения веса. При оценке физического развития детей вес тела является одним из основных показателей, характеризующих динамику массы тела. В отличии от длины тела и окружности грудной клетки вес является вес ...
Социально-психологические факторы, влияющие на проявление творчества в
подростковом возрасте
На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия креативность. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативнос ...
Основы воспитания подрастающего поколения с помощью средств массовой информации
в истории педагогической мысли
Сегодня проблемы информации занимают умы людей самых различных профессий. Об информации говорят и те, кто ее создает, и те, кто ее потребляет, и те, кто ее исследует. Мир информации сравнивают с огромным безбрежным морем, у которого в отличие от известных нам морей берега не остаются в своих предел ...