Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Специфика музыкальной работы в детском доме для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей

Педагогика и воспитание » Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в системе комплексной педагогической работы » Специфика музыкальной работы в детском доме для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей

Страница 1

Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями (см. схему).

Основной формой музыкального образования являются уроки пения и музыки. Они преподаются с подготовительного по I класс — 2 часа неделю, с II по VI класс — 1 час в неделю. На этих уроках учащиеся получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, знакомятся с различными музыкальными жанрами, овладевают вокально-хоровыми навыками и игрой на простейших музыкальных инструментах, учатся слушать музыку.

Из теории музыкальной педагогики (общей школьной и специальной) выделяются несколько типов уроков музыки, наиболее эффективных для коррекционного обучения умственно отсталых детей. Используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков в зависимости от видов музыкальной и художественной деятельности, направленности темы занятия

Формы организации музыкального образования детей с отклонениями интеллектуального развития в условиях специального (коррекционного) детского дома

На уроках доминантного типа преобладает (доминирует) один вид музыкальной деятельности, другие выполняют второстепенные, вспомогательные роли. У воспитанников целенаправленно развиваются музыкальные способности, корригируются определенные нарушения. Например, для развития эмоциональной отзывчивости часто используется пение, дополнительными видами деятельности при этом являются слушание музыки, выполнение танцевальных и образных движений, соответствующих характеру и содержанию музыкального произведения, беседа, способствующая более полному его восприятию. Преобладание во время урока такого вида деятельности, как слушание музыкальных произведений, предполагает развитие не только навыков музыкального восприятия, но и умения выразить настроение с помощью действий творческого характера. Дети учатся самостоятельно анализировать качество исполнения музыкального произведения, определяют его характер и содержание; составляют рассказы, придумывают движения, рисуют. При выборе в качестве основного вида деятельности на уроке игры на музыкальных инструментах у воспитанников расширяются представления о разнообразии музыкальных звуков. С помощью рассказа преподавателя учащиеся овладевают знаниями о детских, народных, духовых инструментах симфонического оркестра. Дополнительным видом музыкальной деятельности в этом случае являются дидактические игры по определению названия инструмента по его звучанию, ансамблевая игра вместе с пением, танцевально-ритмическими движениями.

Особенностью уроков комбинированного типа является объединение нескольких видов музыкальной деятельности. При невозможности использования на одном уроке сразу всех видов деятельности следует стремиться к тому, чтобы отсутствие одного из них не было постоянным. Ниже приводится примерный ход урока комбинированного типа:

I. Организационный, подготовительный этап:

1) проводятся специальные мероприятия по уравновешиванию негативных нервно-психических проявлений, преобладающих в классе. Для этого подбираются такие виды музыкальной и образовательной деятельности, которые обладают активизирующим либо седативным, успокаивающим эффектом. Так, тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Напротив, успокаивающее, расслабляющее воздействие на воспитанников оказывает пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру колыбельной. Дополнительно применяются методы коррекционного воздействия — убеждение и внушение. В ходе проведения подготовительного этапа повышается работоспособность детей, активизируются познавательные процессы, сглаживаются отклонения в поведении;

2) ознакомление учащихся с планом урока.

II. После проведения подготовительных упражнений происходит переход к основному этапу урока, в ходе которого последовательно используются все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игра на инструментах, музыкально-образовательная деятельность).

Вариативность структуры комбинированных уроков может проявляться в совмещении двух и более видов музыкальной деятельности. Так, слушание музыки может дополняться танцевально-ритмическими движениями, передающими характер прослушанного произведения, и игрой на простейших музыкальных инструментах. В процессе пения используются не только хореографические движения, но и музыкальная драматизация, инсценировка, которые также имеют свои разновидности. В одних случаях содержание песни изображают сами исполнители, а в других — роли распределяются между воспитанниками, не участвующими в пении. Использование разнообразных вариантов способствует повышению интереса детей к такой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Развитие педагогической антропологии как самостоятельной области знания
Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, переосмысление привычных взглядов на воспитание детей представляли значительный интерес для российского общества того времени. Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жи ...

Возрастные особенности личности младшего школьника
В нашей исследовательской работе мы рассмотрим развитие младших школьников в целом и специфику проявления их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. Подласый И.П. считает, что к 6 годам ребёнок в основном готов к систематическому школьному обучению. О нём можно говорить уже как о личнос ...

Виды и группы педагогических конфликтов
Система образования как социальный институт взаимодействует со всеми сферами общественной жизни. Поэтому на макро-уровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом. На среднем уровне линии противоречий проходят: • между администраци ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru