Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в системе комплексной педагогической работы

Педагогика и воспитание » Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в системе комплексной педагогической работы

Музыкальное воспитание — это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта, подготовка к самостоятельной жизни. При этом перед педагогами не ставится проблема профессиональной музыкальной подготовки учеников.

Задачи музыкального воспитания:

формировать знания о музыке;

корригировать отклонения интеллектуального развития;

совершенствовать певческие навыки;

развивать речевую активность;

развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;

развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.

В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации. Выбор принципов связан со спецификой музыки и психическими особенностями учащихся.

Принцип индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания состоит в гибком использовании педагогом различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе каждым ребенком. В работе должны учитываться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как в силу неоднородности дефекта дети имеют разные учебные возможности. Он также применяется для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности каждого воспитанника. Если индивидуальные особенности, характерные для одного из них, наблюдаются и у других, такие особенности называют типическими, присущими определенной группе детей. А эти группы называются типологическими. Распределение детей на условные группы в соответствии с их типическими особенностями составляет содержание дифференцированного подхода.

В процессе занятий музыкой возможно распределение детей на группы по уровню развития музыкальных способностей, умений и навыков:

низкий уровень — отсутствует внимание к прослушанному музыкальному произведению, не сформировано умение передать характер музыки; отсутствует навык воспроизведения ритмического рисунка и правильность звукоизвлечения при игре на простейших музыкальных инструментах; нет чистоты интонирования во время пения, имеются нарушения звукопроизношения; не развита способность передачи музыкального образа в движении;

средний уровень — музыкальные умения и навыки хотя и сформированы, но не носят постоянного характера; деятельность нецеленаправленна, хаотична; быстрая отключаемость от выполнения музыкального задания приводит к срывам поведения;

высокий уровень — имеется стойкий интерес, сформировано произвольное внимание к слушаемой музыке; способности, умения и навыки отличаются относительной развитостью, возможны адекватные оценки, анализ музыкальных произведений, передача образа в движении.

Принцип коррекционной направленности — исправление недостатков психофизического развития умственно отсталых детей путем использования специальных методических приемов. В результате одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают. Коррекции подлежат не только недостатки, присущие всем воспитанникам, но и отклонения, присущие конкретным учащимся (индивидуальная коррекция). Различные виды коррекции могут проводиться одновременно и на едином материале. Для организации индивидуальной коррекции выделяются отдельные учащиеся или малая группа. При фронтальной работе индивидуальная коррекция проводится поочередно то с одним, то с другим учащимся.

Принцип воспитывающей направленности — осуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения; личного примера педагога; различных видов музыкальной деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных занятий. Развитие учащихся происходит под влиянием внешних воздействий, из которых ведущим является воспитание с применением коррекционных средств.

Принцип оптимистической перспективы — использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего музыкально-образовательную деятельность. Условиями его эффективности являются:

раскрытие индивидуальных потенциальных возможностей учащихся;

постоянное фиксирование внимания воспитанников на их реальных успехах, достижениях;

использование доступных ребятам видов музыкальной деятельности.

Принцип комплексности обучения на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий. Поскольку ни одно коррекционное средство, взятое вне связи с другими средствами, не дает положительных результатов, необходимо использование комплексной системы коррекционных воздействий, компонентами которой являются:

единство педагогических и медицинских воздействий на детей;

согласованность воспитательных воздействий на каждого ребенка со стороны педагогов и коллектива учащихся;

разнообразное воздействие на различные мыслительные процессы, чувства, эмоции, функциональные системы организма;

— соблюдение последовательности и преемственности в коррекционно-воспитательной работе;

— соблюдение единого охранительного педагогического режима.

Принцип доступности — умственно отсталые учащиеся могут воспринимать только тот учебный материал, который им доступен. Данный принцип предполагает построение процесса обучения на уровне реальных музыкальных возможностей и способностей. В связи с неоднородностью возможностей учащихся необходимо дифференцировать программный материал с целью повышения уровня его усвоения.

Принцип систематичности и последовательности предполагает особый подбор и расположение учебного материала в календарно-тематическом планировании при составлении программ от простого к сложному, к более высокому уровню развития. Систематичность предполагает преемственность: обучение в старших классах базируется на учебном материале, усвоенном в младших классах. Данный принцип реализуется: а) в планировании последовательности прохождения нового учебного материала; б) в повторении ранее изученного; в) в проверке полученных учениками знаний и умений; г) в разработке системы индивидуальной работы. К изучению нового учебного материала можно переходить только после того, как ученики усвоят тот, с которым работают в настоящее время.

Принцип художественности выражается в использовании произведений, являющихся образцами эстетического совершенства мировой музыкальной мысли, способствующих формированию нравственных понятий, чувств и переживаний. Данному принципу соответствуют многие произведения народной, классической и детской музыки.

Реализации образовательных задач способствуют методы музыкального обучения как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры учащихся. На основании различных источников передачи и восприятия знаний осуществляется деление методов на наглядные, словесные и практические.

В музыкальном обучении используются следующие виды наглядности: звуковая, зрительная и комбинированная.

Использование звуковой наглядности является ведущим методом музыкального обучения как основы восприятия музыки. Основное содержание метода — исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (аудиозаписи, грамзаписи, компактдиски).

Требования к звуковой наглядности:

выразительное, яркое, художественное исполнение музыкальных произведений, способствующее сопереживанию детьми музыки, ее эмоциональному восприятию;

исполнение произведения в темпе, доступном для восприятия учащихся. Пьеса, исполненная слишком быстро, воспринимается ими как неясный набор звуков, дети не успевают проследить за выразительностью и содержанием музыки;

соответствие исполнения авторскому тексту. Симфонические произведения лучше демонстрировать в натуральном звучании или в записи для сохранения в восприятии оркестровой красочности;

исполнение произведения самим педагогом. Это более значимо для развития учеников, является стимулом к самостоятельным занятиям музыкой. Музыка в записи не в состоянии заменить «живого» звучания.

Зрительная наглядность — это картины, рисунки, диапозитивы, диафильмы, графическое изображение музыки, схемы, таблицы и т.д. Применяется для конкретизации впечатлений, иллюстрации незнакомого явления, образа, ознакомления с изображением музыкального инструмента. Сочетается со звуковой наглядностью, помогает слуховому восприятию. Привлекается по необходимости в зависимости от программности произведения и изобразительности в музыкальном образе.

Комбинированная (аудиовизуальная) наглядность включает учебное кино, телевидение, видеофильмы.

Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание учащихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняется содержание произведений. В музыкальном обучении применяются следующие разновидности словесных методов: рассказ, беседа, объяснение.

Рассказ — это небольшое по времени изложение учебного материала. Если им предварить прослушивание музыки, заинтересовать учащихся, то активизируется внимание детей на восприятие настроений, чувств, выраженных в произведении. С помощью рассказов учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством известных композиторов, историей появления музыкальных произведений, инструментов. Получают сведения о музыке как виде искусства.

Требования к рассказу:

1) продолжительность — 3 — 5 мин,

2) ограниченное количество новых для учащихся сведений, обязательно научно достоверных.

Рассказ может прерываться демонстрацией звуковой и зрительной наглядности.

Беседа — это вопросно-ответный метод. Является, как правило, продолжением рассказа. Позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность учащихся. В беседе с детьми о музыке определяется характер, настроения, переданные в ней, объясняется, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ. Осознанное восприятие музыки выражается в понимании детьми разнообразных эмоциональных оттенков и настроений: радость, грусть, нежность, взволнованность, торжество, скорбь и т. д. Беседа может проводиться на разных этапах изучения нового материала: цель вводной беседы — систематизировать имеющиеся у учащихся разрозненные сведения; беседа в ходе изучения позволяет определить уровень усвоения данных знаний; заключительная беседа помогает обобщить изученный материал, сделать соответствующие выводы.

Непродолжительные рассказы детей как часть развернутой беседы могут включаться в любой фрагмент урока. В зависимости от возраста учащихся, года обучения требования, предъявляемые к высказываниям детей, усложняются по содержанию, наличию в них большего числа деталей. Чаще всего воспитанники оценивают характер музыки, выражают субъективное отношение к качеству ее исполнения. Привлечение внимания детей, стимуляция речевой активности осуществляется посредством следующих вопросов: — О чем эта музыка? — Что она выражает? — При каких жизненных обстоятельствах такая музыка может быть исполнена? — Что хорошо делать под эту музыку? — Что вам понравилось в этом произведении?

Во время беседы о впервые прослушанном произведении ход урока организуется таким образом, чтобы ответы детей звучали сразу, непосредственно после прослушивания, на фоне ярких музыкально-эмоциональных впечатлений.

Стимулирует внимание детей создание проблемных ситуаций. Например, учитель говорит: «Недавно я услышал красивую мелодию и хочу сейчас исполнить ее вам». Название сочинения и имя автора при этом не называются. Детям предлагается самостоятельно ответить на вопросы, что это за музыка, каков ее характер, жанр, предполагаемое название и автор (если он уже хорошо знаком детям). Вопросы подбираются таким образом, чтобы не быть исчерпанными ответом одного ученика. Обсуждение активизируется, вызывается краткая дискуссия, спор. При создании подобных проблемных ситуаций особое внимание уделяется не только предоставлению возможности каждому высказаться. Отвечающий ребенок должен учиться аргументированно отстаивать собственное мнение (в противном случае согласиться с оппонентами и признать их правоту). Большинство высказываний учащихся после обучения становятся вполне адекватными содержанию, взаимно дополняют друг друга. Участие детей в совместном обсуждении общей характеристики музыкального произведения способствует развитию умений коллективного решения поставленных задач.

Объяснение — это небольшой по объему и непродолжительный по времени устный материал, раскрывающий сущность отдельных понятий, приемов исполнения, музыкальных терминов. Включает объяснение новых слов для понимания сообщаемой темы. Может сопровождаться наглядными методами или показом выполнения определенного действия. Объяснение содержания музыки используется для лучшего понимания ее умственно отсталыми детьми. С помощью словесных методов педагог формирует активный и пассивный словари учеников, развивает их устную речь; исправляя и дополняя высказывания детей, стимулирует применение новых слов.

Развитие связной устной речи и образного восприятия на уроках, музыкальных занятиях проходит интенсивнее при использовании педагогом стихотворений, сказок. Хорошо знакомое детям стихотворение, близкое по настроению характеру музыки, может предварять прослушивание музыкального произведения. Использование сказочного сюжета вносит атмосферу таинственности, необычности, объединяет занятие одной темой, сюжетом.

Практические методы. Восприятие ребенком музыки гораздо полнее, если опирается на практические действия. Отмечено, что любое восприятие музыки сопровождается у детей двигательными проявлениями (раскачивания головой, корпусом; движения руками, ногами; вокализация и др.). Поэтому некоторые движения — хлопки, танцевально-ритмические движения, подпевание, цокание языком и др. успешно используются в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности.

В пении и игре на музыкальных инструментах наиболее важным является не столько сама выработка навыков и умений исполнительства (которые заметно отличаются от профессиональных), сколько возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий. К практическим методам относятся: упражнение, показ, игра.

Упражнение — многократное повторение действия с целью его лучшего усвоения, формирования умения, навыка. В соответствии с образовательными задачами и спецификой разных форм организации музыкального воспитания используются упражнения: вокальные, инструментальные, ритмические, дыхательные. Упражнения обычно сочетаются с объяснением, показом.

Показом считается демонстрация педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах. При обучении пению с помощью показа (в сочетании со словесным и наглядным методами) педагог демонстрирует детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. Многие музыкально-исполнительские действия (в том числе и игру на музыкальных инструментах) дети осваивают, подражая учителю. Показ сопровождается объяснением.

Процесс формирования навыков и умений требует вариативности, сочетания различных методов. Применение приемов, основанных на подражании, должно стимулировать детей к самостоятельному применению освоенного. Каждый ученик может испытать себя в качестве солиста хора, ансамбля детских инструментов.

Игра у умственно отсталого ребенка является основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире. Игре как естественной форме воспитания и одному из средств обучения должно быть отведено значительное место в процессе занятий. Различаются дидактические игры; игры-драматизации; подвижные игры; моделирование реальных ситуаций как усложненный вариант сюжетно-ролевой игры; игра на музыкальном инструменте, а также в ансамбле (оркестре).

Игра в оркестре (ансамбле) способствует развитию восприятия и умению практически применять сформированные навыки (адекватное исполнение интонаций, регистра, динамики, артикуляции, акцентов и др.). Характерной особенностью умственно отсталых детей при участии в коллективном исполнении является неумение вслушиваться в музыку, воспринимать исполнение окружающих. Работа над оркестровым исполнением должна начинаться не ранее третьего прослушивания произведения, когда ученики хорошо знакомы с ним. Одни инструменты можно использовать один раз в такт, другими отмечаются все сильные доли, третьи (марака-сы, погремушки) исполняют более мелкие длительности. При определенном уровне подготовки учащихся может выделяться солирующий инструмент, исполняющий мелодию. Прием оркестровки может применяться совместно с пением и танцевально-ритмическими движениями.

Одним из эффективных практических приемов развития у воспитанников музыкального восприятия является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, использование танцевальных и образных движений).

Музыкально-ролевая игра, или драматизация в сопровождении музыки. Ее суть заключается в том, что при проигрывании маленьких спектаклей музыка как бы иллюстрирует переживания и эмоции действующих лиц. В процессе исполнения музыкальной роли ребенок «входит» в образ персонажа и перенимает черты его характера. Систематически возникающие в процессе идентификации положительные и отрицательные эмоции становятся регулятором дальнейшего поведения умственно отсталого ребенка. Возникают возможности для творческого решения, импровизации. Это выражается в виде придумывания различных мелодий, ритмических, танцевальных, художественно-образных движений, соответствующих представлениям ребенка о предполагаемых чувствах изображаемого персонажа.

Музыкально-дидактические игры и пособия. Пособия иллюстрируют взаимоотношения звуков по высоте и длительности, различия динамических оттенков, тембров, регистров, темпов и других выразительных средств. Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную (карточки, картинки и т.п.) и звуковую наглядность во взаимосвязи со словом. Чаще всего применяются такие пособия, как музыкальная лесенка, набор разнозвучащих колокольчиков; выкладывание на карточках с нотным станом кружочков, соответствующих по высоте мелодии; может использоваться передвижение кузнечика (бабочки) с цветка на цветок, нарисованных на различной высоте, в соответствии со звуками мелодии (она должна звучать в момент выполнения задания).

При подготовке к уроку, музыкальному занятию педагог отбирает методы и приемы, с помощью которых он предполагает решить поставленные задачи. Однако применяться они должны очень гибко, в зависимости от уровня усвоения новых знаний детьми, их внимания, интереса к используемому материалу. В случае необходимости один прием должен вовремя замениться другим. Выбор тех или иных методов зависит от возраста учащихся.

В начальной школе преобладают наглядные и практические методы в связи с тем, что активная и пассивная речь учащихся развиты недостаточно, и широкое применение словесных методов затруднено. Значительная роль в развитии речи учащихся отводится педагогу. Он должен использовать приемы, побуждающие детей применять новые слова. В начале обучения для этого применяются альтернативные вопросы, которые помогают ребенку: «Музыка нежная или задорная? Спокойная или грустная?» Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова с помощью необходимой наглядности, исправляет искаженное произношение.

Выбор методов и приемов обусловливается особенностями этапа работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать песню, мелодию, определить ее характер. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесные методы (рассказ, беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практических методов, показа приемов исполнения, упражнений в сочетании с другими методами — наглядными и словесными. На третьем этапе, когда произведение выучено, практические методы приобретают большую самостоятельность, творческую направленность. Дети могут варьировать освоенные умения и навыки, применять их по собственному желанию.

Формированию положительных личностных качеств способствуют методы музыкального воспитания, определяемые как специфические способы и приемы, действия педагога, приводящие к изменению музыкально-эстетических личностных характеристик ребенка, его поведения и сознания. Методы направлены на воспитание осознанного положительного отношения к музыке, эмоциональной отзывчивости, адекватности музыкального восприятия, оценочной деятельности. В соответствии с возрастными изменениями усложняются и методы воспитания. В отечественной специальной (коррекционной) музыкальной педагогике представлены следующие методы воспитания: метод убеждения средствами музыки; метод подражания, положительный пример; метод внушения, требования.

Метод убеждения средствами музыки. В процессе непосредственного слушания музыки, знакомства с яркими музыкальными образами, самостоятельного исполнения музыкальных произведений сознание детей обогащается новыми сведениями о поступках людей, их чувствах, деятельности; эмоциональная сфера — разнообразными оттенками переживаний. Убеждение осуществляется и в ходе организации целенаправленного внимания, объяснения содержания, рассказе о выразительных средствах музыки. Настроение, создаваемое у детей с помощью музыки, активизирует их познавательную, мыслительную деятельность, способствует возникновению внемузыкальных представлений о картинах природы, повседневных явлениях. С помощью убеждения происходит изменение мотивационной основы поведения, доэмоционалъной установки перед прослушиванием музыкального произведения. Таким образом, метод убеждения приводит к трансформации внутренних взглядов ребенка, его отношения к образовательному процессу.

Метод подражания, положительный пример. Метод основан на стремлении детей к следованию примеру или образцу, которое проявляется в повторении поступков, жестов, исполнительских особенностей. Существенным требованием для его применения является музыкальный профессионализм и мастерство самого педагога, артистизм и выразительность исполняемых им произведений. Все это значительно стимулирует самостоятельную музыкально-исполнительскую деятельность детей.

Метод внушения, требования носит эмоционально-волевой характер и направлен на подавление негативных личностных проявлений средствами музыки. Воздействуя непосредственно на сознание, специально подобранные музыкальные произведения помогают снять лишнее эмоциональное напряжение либо, напротив, повысить активность мыслительной, трудовой, творческой деятельности.

Методы музыкального обучения и воспитания дополняют друг друга. Коррекционно-развивающее обучение предполагает вариативность их применения. Выбор методов определяется задачами музыкального образования, проявлением интереса учащихся к музыкальной деятельности, степенью их активности, учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, этапом работы над музыкальным произведением, уровнем эмоционально-поведенческих расстройств.

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru